понедельник, 9 октября 2023 г.

Тема 5 Обучение аудированию

Роль аудирования в практическом овладении иностранным языком, особенности его использования как средства обучения. Психологическая характеристика аудирования как вида РД, средства общения, модель слухового восприятия речи и механизмы аудирования. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Объективные и субъективные трудности аудирования. Типы упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Общеевропейские  шкалы определения  уровня владения аудиоумениями  и аудиовизуальными умениями на ИЯ

Теоретический материал 
·          Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., Академия, 2007, глава 5 стр.161-190
·         Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: Просвещение, 2002 г., лекция 7 стр. 125-140
·         Колкер Я.М., Е.С.Устинова, Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. М., Академия, 2000, глава 12, стр. 121-124
·         Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М: Икар, 2011 глава 7, стр. 160-210
Основные термины по теме 5
учебное аудирование, коммуникативное аудирование, uзучающее, ознакомumельное и деяmельностное аудирование, кратковременная память, долговременная память, механизм восприятия, внутреннего проговаривания, механизм вероятностного прогнозирования, аудитивные умения, общие умения аудирования, речевой слух  

Для ознакомления с терминами см. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Икар, Москва, 2014 http://szlavintezet.elte.hu/russian/segedanyag/tanari_ma_anyagok/azimov_slovar.pdf

1 комментарий:

  1. Мария Зверева10 октября 2023 г. в 11:04

    Мария Зверева, 2 курс, МКК2

    На лекции мы рассмотрели три основных подхода.

    1. Дедуктивный (От общего к частному, от правила к действию).
    Этот метод, как и любой другой, имеет свои плюсы и минусы.

    Плюсы:
    • осуществляет реализацию принципов сознательности, научности;
    • обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка;
    • способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся
    • может быть использован при самостоятельной работе.

    Минусы:

    трудность понимания грамматической терминологии;
    часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический на. вык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.


    2. Индуктивный (от единичного к общему (то есть учащиеся сами формулируют правило, через контекст пытаясь осмыслить новое грамматическое явление, вычленить его форму и выяснить закономерности употребления)

    Плюсы:
    • обеспечивает реализацию проблемного обучения;
    • стимулирует самостоятельное языковое наблюдение;
    развивает догадку по контексту;
    • способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

    Минусы:
    может занимать много времени;
    не все языковые явления можно объяснить индуктивно;
    неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.


    3. Сознательно-практический (Щукин) или дифференцированный (Соловова). Данный подход позволяет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения (в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащегося комбинируются разные методы, это поучение теоретических сведений и дальнейшая отработка на практике).

    Также упомяну, что существует имплицитный подход, который подразумевает отсутствие объяснения правил. Он делится на две метода: структурный (в основе отработка структурных моделей) и коммуникативный (практическая отработка одних и тех же структур)


    Плюсы структурного метода:
    • грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;
    • у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способ. ность автоматизировано употреблять
    готовую
    грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое.
    Минусы:
    • упражнения носят механический, монотонный характер;
    • учащимся скучно, они быстро устают;
    • упражнения исключают речевой характер отработки:
    • содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.

    Плюсы коммуникативного метода:
    • высокая степень мотивации учащихся: речевая направленность отработки;
    • разнообразие речевых контекстов использования.
    Минусы:
    •недооценка принципа сознательности; большая подготовка со стороны учителя:
    •специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя;
    • продолжительность во времени.

    Самым оптимальным подходом с моей точки зрения является дифференцированный, так как он уникален и универсален одновременно. Путем комбинирования нескольких методов обучения он максимально упрощает процесс обучения, при этом повышая его эффективность.
    Как пример можно привести часть ЕГЭ по иностранным языкам. Там используются коммуникативный и структурный методы для закрепления полученных знаний в рамках аудирования и говорения на практике.

    ОтветитьУдалить

Рефлексия по курсу -ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ

  Уважаемые студенты,  заполните, пожалуйста рефлективный опросник  https://forms.gle/K9KprMmEqdaN2qDx8 по данному курсу до 13 декабря включ...