Роль аудирования в практическом овладении иностранным
языком, особенности его использования как средства обучения. Психологическая характеристика аудирования
как вида РД, средства общения, модель слухового восприятия речи и механизмы аудирования.
Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Объективные
и субъективные трудности аудирования. Типы упражнений на формирование различных
механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности
данных речевых умений. Общеевропейские шкалы определения уровня владения аудиоумениями и аудиовизуальными умениями на ИЯ
Теоретический материал
·
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным
языкам. М., Академия, 2007, глава 5 стр.161-190
·
Соловова Е.Н.Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс.
М.: Просвещение, 2002 г., лекция 7 стр. 125-140
·
Колкер Я.М., Е.С.Устинова, Еналиева Т. М. Практическая методика
обучения иностранному языку: Учеб. пособие. М., Академия, 2000, глава 12, стр. 121-124
·
Щукин
А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М: Икар, 2011 глава 7, стр. 160-210
Основные
термины по теме 5
учебное
аудирование, коммуникативное аудирование, uзучающее, ознакомumельное и деяmельностное
аудирование, кратковременная память, долговременная память, механизм восприятия, внутреннего проговаривания,
механизм вероятностного прогнозирования, аудитивные умения, общие умения аудирования,
речевой слух
Для
ознакомления с терминами см. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических
терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Икар, Москва, 2014 http://szlavintezet.elte.hu/russian/segedanyag/tanari_ma_anyagok/azimov_slovar.pdf
Мария Зверева, 2 курс, МКК2
ОтветитьУдалитьНа лекции мы рассмотрели три основных подхода.
1. Дедуктивный (От общего к частному, от правила к действию).
Этот метод, как и любой другой, имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
• осуществляет реализацию принципов сознательности, научности;
• обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка;
• способствует формированию учебных умений и навыков, большей автономии учащихся
• может быть использован при самостоятельной работе.
Минусы:
трудность понимания грамматической терминологии;
часто грамматика отрабатывается на «безликих» предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический на. вык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.
2. Индуктивный (от единичного к общему (то есть учащиеся сами формулируют правило, через контекст пытаясь осмыслить новое грамматическое явление, вычленить его форму и выяснить закономерности употребления)
Плюсы:
• обеспечивает реализацию проблемного обучения;
• стимулирует самостоятельное языковое наблюдение;
развивает догадку по контексту;
• способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.
Минусы:
может занимать много времени;
не все языковые явления можно объяснить индуктивно;
неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам.
3. Сознательно-практический (Щукин) или дифференцированный (Соловова). Данный подход позволяет сочетать различные подходы и методы с учетом особенностей обучения (в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащегося комбинируются разные методы, это поучение теоретических сведений и дальнейшая отработка на практике).
Также упомяну, что существует имплицитный подход, который подразумевает отсутствие объяснения правил. Он делится на две метода: структурный (в основе отработка структурных моделей) и коммуникативный (практическая отработка одних и тех же структур)
Плюсы структурного метода:
• грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;
• у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способ. ность автоматизировано употреблять
готовую
грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое.
Минусы:
• упражнения носят механический, монотонный характер;
• учащимся скучно, они быстро устают;
• упражнения исключают речевой характер отработки:
• содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.
Плюсы коммуникативного метода:
• высокая степень мотивации учащихся: речевая направленность отработки;
• разнообразие речевых контекстов использования.
Минусы:
•недооценка принципа сознательности; большая подготовка со стороны учителя:
•специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя;
• продолжительность во времени.
Самым оптимальным подходом с моей точки зрения является дифференцированный, так как он уникален и универсален одновременно. Путем комбинирования нескольких методов обучения он максимально упрощает процесс обучения, при этом повышая его эффективность.
Как пример можно привести часть ЕГЭ по иностранным языкам. Там используются коммуникативный и структурный методы для закрепления полученных знаний в рамках аудирования и говорения на практике.