Познакомьтесь с теоретическими источниками, ответьте на вопросы:
- Почему развитие фонетический слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции?
- Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетичеcкого слуха?
- Как его развивать? Приведите конкретные примеры заданий
Развитие фонетического слуха является основным условием формирования фонологической компетенции, так как его развитие, кроме влияния непосредственно на возможность понимания и различения фонем, тонов и интонаций в языке, неразрывно связано с овладением правильной речевой артикуляцией и интонацией, что составляет ключевые компоненты фонологической компетенции. Без развитого фонетического слуха человек может не распознавать и не различать важные для понимания значения звуки, что затрудняет как восприятие, так и правильное воспроизведение речи.
ОтветитьУдалитьФормирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха невероятно сложно, и в какой-то степени невозможно. Человек, не различающий звуки, с высокой вероятностью не сможет корректно их производить и не будет иметь способности к самокоррекции. Даже при хороших усилиях и тренировке произношения, если человек не различает звуковые тонкости, он не сможет выработать правильную артикуляцию.
Фонетический слух можно развивать с помощью следующих методов:
1. Тренировка различения фонем: например, учащиеся слушают аудиозапись носителя или произношение преподавателем минимальных пар (pen-pan, sat-set, fan-fin и т.п.), а затем пытаются выявить различие между произнесенными словами. Можно начать упражнение с более простых для различения пар (flip-flap) и наращивать сложность (pet-pat). После определения различия, учащийся пытается повторить услышанную минимальную пару или попробовать изолировать отличающиеся фонемы.
Вариацией этого задания может быть обязательная часть фонетического курса китайского языка, где одинаковые пары инициалей с финалями произносятся различными тонами, и ученику нужно отличить один тон от другого.
2. Теневой повтор (shadowing): метод для более продвинутого уровня языка. Обучающийся выбирает какую-либо аудиозапись с речью и в реальном времени, с некоторой задержкой, повторяет услышанное, с целью как можно сильнее приблизиться к оригиналу. Для самоконтроля, аудио может проигрываться в наушниках, а повтор – записываться на диктофон, для дальнейшего прослушивания, сравнения и исправления ошибок.
Находнова Софья, 3 курс, ОПП-I
ОтветитьУдалить1.Под фонетическим слухом понимается способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки. Неразвитость фонетического слуха препятствует различению фонем в слове и приводит к непониманию фонетической организации слова, просодики и артикуляционно-акустических характеристик фонем. Поэтому развитие фонетического слуха у обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции.
2.Неразвитость фонетического слуха тормозит формирование собственно речепроизносительных навыков, под которыми подразумеваются навыки правильного произношения звуков в потоке речи. Если учащийся не распознает в слове определенные фонемы, то он не сможет их правильно артикулировать.
3.Работа по формированию фонетических навыков включает в себя такие этапы как демонстрация звука, постановка звука, закрепление употребления звука и выход в речевую деятельность. На каждом этапе можно придумать различные упражнения.
Примеры упражнений на закрепление произношения звука:
-Слуховой диктант
-Прослушайте ряд слов. Хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком /ɑː/
-Прослушайте скороговорку I had a frog и затем произнесите ее, вкладывая различные эмоции (сначала грусть, затем удивление, потом радость)
-Прослушайте и сгруппируйте слова в три колонки (звуки /ɒ/, /ɔː/, /ə/ )
Развитие фонетического слуха основное для формирования фонологической компетенции, потому что без него можно научиться читать/говорить на понятном уровне, но тогда будет очень заметный акцент, будь-то в конкретных звуках, или в интонации. Фонетический слух же позволяет не только запоминать, как читаются нужные звуки, но и лучше их имитировать -- часто, сложно вербально или письменно описать, как должен произноситься звук, а повторение даёт это легко закрепить. При плохом, или отсутствующем фонетическом слухе, человек будет звучать ненатурально, и, вероятно, запинаться, ведь он не будет думать и вести себя, как native speaker, а как именно fluent foreign speaker, то есть иностранец, который просто хорошо всё вызубрил.
ОтветитьУдалитьДа, без развития фонетического слуха возможно формировать речепроизносительные навыки, однако то будет представляться очень трудным -- если привести пример из другой сферы, это как пытаться человека, не различающего ноты на слух сыграть любое произведение. Он может много стараться, запоминать движение рук на фортепиано, но он не сможет сказать, что он делает, не будет ощущать особой связи между своими действиями и тем, как они воспринимаются, так как это не что-то натуральное, и даже не подражание мастерам (= носителям языка), а просто зубрение ради зубрения, как школьник на ЕГЭ.
Для развития слуха можно попробовать следующие задания:
1. Слушать фонемы носителей, то, как они их произносят, следить за движениями их рта и, по возможности, языка -- да, это может вскоре надоесть, или показаться скучным, но до тех пор, пока человек реально вслушивается, и самое главное, запоминает и повторяет себе их артикуляцию, он сможет говорить чётче и чётче.
2. Слушать интонацию носителей, то, как она растёт, падает или вообще не двигается -- часто, интонация даже важнее звуков, и с чёткой интонацией, даже россиянин, имеющий лексический запас на уровне B1-2 сможет звучат компетентнее того, у кого вокабуляр C1-2, но интонация плохая. Это задание также может наскучить, ведь оно представляет собой то же повторение, что и фонемное, но в данном задании можно даже игнорировать чёткое произношение звуков и их артикуляцию, и следить только за тоном.
3. Чтение поэзии на нужном языке -- хоть поэзия и часто нарушает натуральный ритм языка, она очень чётко выделяет важные и не важные слова, и повторяя что ритм, что интонацию любого стихотворения, можно научиться правильно делать логическое ударение.
Ляшков Станислав, 2 курс, МКК2
Шарова Светлана III курс, ОПП
ОтветитьУдалитьВопрос 1.1
Фонетический слух: 1) понимается, как способность различать и узнавать звуки, составляющие слово, а также их интонационные особенности, поэтому он является крайне важным для успешного усвоения фонологической системы иностранного языка; 2) хорошо развитый фонетический слух дает возможность следить за потоком речи и оценивать соответствие нормативному произношению; 3) способствует правильному восприятию иностранной речи, а также дает возможность воспроизводить звуки с нужной артикуляцией.
По Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез («Теория обучения иностранным языкам»), развитие правильного произношения зависит от знания и практического усвоения наиболее важных закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка и являются источником интерференции, поскольку формирование речепроизносительных навыков без хорошего уровня фонетического слуха затруднительно (почти невозможно).
Вопрос 1.2
Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха очень затруднительно (практически не возможно), поскольку если обучающийся иностранному языку не способен услышать особенности определённой фонемы, то он не сможет её воспроизвести с правильной артикуляцией. Без хорошего фонетического слуха обучающемуся будет сложно правильно воспроизводить иностранные слова, а также он не будет замечать ошибок в собственном произношении и т.д.
ВЫВОД: развитый фонетический слух – залог успешного обучения иностранному языку.
Вопрос 1.3
Способы (= методики) развития фонетического слуха: повторение за носителем (= воспроизведение звукового материала), расстановка интонации в предложениях, различение слов по фонемам, умение правильно написать транскрипцию и т.д.
Пример 1. Распознавание звуков
Цель: развить фонетический слух через способность различать фонемы.
Содержание: преподаватель называет слова,
а) различающиеся одним звуком (например, ship (корабль) и sheep (овца); bad (плохо) и bed (кровать); had (вторая форма глагола to have) и hat (шляпа))
б) или несколькими схожими звуками (например, тренироваться различать звуки гласных /e/ and /eɪ/ в словах:
«wet»/e/
«wait» /eɪ/
«test» /e/
«taste» /eɪ/
Учащиеся должны определить, какие слова были произнесены, и какие звуки в них отличаются.
Пример 2. Распознавание звуков в словах – омонимах, которые совпадают по звучанию, но различны по написанию и значению
Цель: развить фонетический слух через способность различать фонемы.
Содержание: преподаватель называет слова – омонимы (например, глагол «съесть» (ate), который является формой прошедшего времени глагола «to eat», числительное «восемь» (eight); местоимение «я» (I) и существительное «глаз» (eye)) и т.д.
Учащиеся должны определить, какие слова были произнесены, и какие звуки в них отличаются.
Пример 3. Повторение (= воспроизведение) скороговорок
Цель: развить фонетический слух через способность быстро воспроизводить скороговорки
Содержание: преподаватель произносит скороговорки, обучающийся старается их верно повторить (например, «She sells seashells by the sea shore» (Она продаёт ракушки на берегу моря), «Betty loves the velvet vest best» (Бэтти больше всего любит бархатный жилет), «The view of the valley is very beautiful» (Вид на долину очень красивый) и т.д.)
Учащиеся быстро повторяют за преподавателем, правильно произнося звуки и расставляя интонации
1) Развитие фонетический слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции, так как он позволяет «правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные фонетические свойства речи, что является обязательным условием владения аутентичным безакцентным произношением» (Н. Д. Гальскова). Неразвитость фонетического звука означает, что обучающийся не сможет правильно произносить и различать звуки, воспринимать и воспроизводить интонацию, ударные звуки и темп речи.
ОтветитьУдалить2) Речепроизносительные навыки включают в себя: артикуляцию, интонацию, темп речи, ударность, просодию. Формирование речепроизносительных навыков без развитого фонетического слуха невозможно: человек не сможет правильно произносить слова, если не может различать звуки, из которых они состоят. Он будет путать слова, которые звучат похоже, но имеют разное значение.
3) Примеры заданий, направленных на развитие фонетического слуха:
«Слушай и повторяй»: прослушать слово или фразу и повторить как можно точнее.
«Угадай звук»: прослушать звуки, похожие друг на друга, и угадайте, какой звук звучал.
«Найди отличие»: прослушать два слова, которые отличаются одним звуком, и угадать, какой звук изменился.
Десяткина Полина, 2 курс, англ. преп. 2 группа
ОтветитьУдалить1) "Фонетический слух определяется как способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки, что является условием аутентичного, безакцентного произношения" (А.Н. Щукин). Фонетический слух дает возможность правильно произносить звуки, различать фонемы, понимать темп речи говорящего.
2) Речепроизносительные навыки тесно связаны с фонетическим слухом. Они обеспечивают оформление высказывания, которое является звуковым, акцентно-ритмическим и интонационно оформленным. Таким образом, в структуре произносительных навыков выделяются принципы артикуляционные, просодические и интонационные. Благодаря речепроизносительным навыкам можно правильно воспринимать иноязычную речь и быть способным оформить собственное высказывание в соответствии с языковыми нормами.
3) Фонетический слух можно развивать различными способами. Например, упражнения на активное слушание и распознавание звуков (услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши). Упражнения на воспроизведение (ученики хором или индивидуально повторяют слова, словосочетания за учителем).
Фонетический слух — способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные фонетические свойства речи, что является обязательным условием владения аутентичным безакцентным произношением. Фонетические навыки, формируемые в процессе обучения языку, входят в состав состав фонологической компетенции, которую следует рассматривать в качестве конечной цели овладения фонетическими средствами общения.
ОтветитьУдалитьФонологическая компетенция включает в себя как восприимчивость к звукам, так и умение их производить, что невозможно без предварительного развития слуховых навыков. Также крайне важно научить учащихся правильно воспринимать и имитировать слышимые звуки, а не фильтровать их через призму родного языка. Для этого нужно формировать новые слухоартикуляционные навыки, что достигается лишь при создании оптимальных условий для восприятия аутентичных фонетических образов. Неразвитость речевого слуха тормозит формирование собственно произносительных навыков. Формированию фонетических навыков следует уделять большое внимание, потому что такие навыки входят состав речевых умений; если фонетические навыки сформированы недостаточно, то нарушения произносительной нормы приведут к нарушению коммуникации и даже сделают ее невозможной. При говорении фонетические ошибки затрудняют понимание иноязычной речи и ведут к снижению социальной оценки речи собеседника, а сформированность фонетических навыков является одним из условий эффективного процесса устной и письменной коммуникации.
Упражнения для развития фонетического слуха:
- Слушать и одновременно читать текст. Вписать в него пропущен- ные слова (буквы)
- Сгруппировать слова из текста по различным признакам, например по звонким — глухим согласным
- Проговаривать слова и предложения с разной скоростью, разной силой голоса, разной эмоциональной окраской голоса
- Прослушать пары фраз, поднять руку, когда услышите разное содержание
- Прослушать две фразы, написанные на доске, написать транскрипцию подчеркнутых слов: His hut is of stone — His heart is of stone.
Помазкова Арина, 2 курс, англ.преп.2 группа
ОтветитьУдалить1)Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.
Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который включил 3 речевые операции: способность слышать есть ли данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
2)Формирование речепроизносительных навыков затруднительно без развития фонетического слуха. Несформированное фонетическое восприятие отрицательно влияет на становление звукопроизношения, затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, можно облегчить процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.
3)Как его развивать?
Задание 1: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [i:] –key ,teeth, geese, beat, seem, mean)
Задание 2: «Какой звук есть во всех словах?» Даются слова с двумя разными звуками, учитель просит учеников определить какой звук в каждой из групп и объяснить в чем разница(spoon, too, boot - [u:] и look, good, room - [u])
Задание 3: Диктант, в ходе которого учитель произносит слова и просит либо написать транскрипцию слова, либо распределить слова на группы по определенным звукам.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСогласно учебнику Гальсковой и Гез, "сформированность слухопроизносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции". Фонетический слух - это набор навыков различения звуков, интонации, фонем языка. Надо чётко понимать, что без различения произносимых другим человеком звуков невозможно формирование фонологической компетенции, так как будет отсутствовать рецептивный навык - умение понимать произнесённое. С его отсутствием невозможна и продукция.
ОтветитьУдалитьФормирование речепроизносительных навыков невозможно без фонетического слуха. Для того чтобы произносить отдельные звуки, лексемы или синтаксемы, необходимо сначала услышать, как их нужно произносить. В начале изучения языка у учеников обычно отсутствует различение даже базовых звуков, они иногда не могут понять, где заканчивается одно и начинается другое слово. Таким образом, нужно формировать фонетический слух, чтобы возможно было правильно произносить слова и предложения.
Развивать фонетический слух можно с помощью множества заданий. Например, можно применять следующие (на материале английского языка):
1. Listen to the audio. Which words are pronounced with the following vowels: /a/, /a:/, /i/, /i:/, /e/, /u/, /u:/? Divide these words in the columns of the table.
2. Listen to the audio and clap every time you hear the consonant /p/. If you hear /b/, stamp your feet.
3. Underline the words in the short text on which logical stress falls.
Акопова Марианна, 2 курс, МКК-1 1. Развитие фонетического слуха помогает учащимся правильно воспринимать и воспроизводить звуки и способствует формированию фонологической компетенции. Важно развивать слуховые навыки для того, чтобы соблюдать нормы произношения, учитывать ритмико-интонационные особенности предложений (в дальнейшем овладеть интонационной системой изучаемого языка), овладеть фонетической транскрипцией.
ОтветитьУдалить2. Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха практически невозможно. Учащиеся в противном случае будут допускать ошибки, так как подсознательно ориентируются на нормы родного языка (смешиваются звуки родного языка с иноязычными). Для ученика важно уметь разграничивать то, что он слышит и произносит, он должен уметь самостоятельно исправлять свои ошибки; для этого необходимо создавать оптимальные, комфортные условия для развития перцептивных навыков.
3. примеры заданий для развития фонетического слуха:
Аудирование (на английском языке), содержащее односложные слова с разной долготой и их повторение за диктором хором, а после по одному.
Чтение скороговорок, содержащих похожие по звучанию слова, их транскрибирование.
2 курс МКК-1
ОтветитьУдалить1. Почему развитие фонетического слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции?
Фонологическая компетенция подразумевает овладение фонетическими средствами общения: умение воспринимать звуковые средства языка в потоке речи и производить их, знания ритмико-интонационных особенностей, ударений, мелодики, способность применять эти знания в процессе общения. Одним из основных компонентов фонологической компетенции является развитый фонетический слух. При наличии фонетического слуха человек способен выделять звуки из общего потока речи и распознавать их. Способность к восприятию звуков позволяет воспроизвести звуки и соединить их в слова. Фонетический слух развивает слухо-произносительные навыки, которые необходимы при формировании фонологической компетенции.
2. Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетичеcкого слуха?
Формирование речепроизносительных навыков невозможно без развитого фонетического слуха. Неразвитость фонетического слуха приводит к тому, что обучающийся не может дифференцировать звуки в потоке речи, не может понять лексическое значение, а значит не способен воспроизводить звуки, слова и другие звуковые единицы языка. Неразвитость фонетического слуха сказывается на том, что изучающий не может корректировать свои ошибки в произношении из-за несформированности слуховых навыков. Изучающий с плохо развитым фонетическим слухом будет неправильно воспринимать звуковые единицы языка, а значит запоминать это неправильное употребление и позже воспроизводить в таком виде, что влечет за собой ошибки как в речи, так при чтении и письме. Полноценное развитие фонетического слуха является основой формирования речепроизводительных навыков. Четкое различение звуков на слух позволяет правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков, не смешивать звуки, близкие по различным признакам, соблюдать последовательность звуков в словах.
3) Как его развивать? Приведите конкретные примеры заданий
Фонетический слух нужно развивать систематично, выполняя последовательно различные по степени сложности упражнения, в которых изучающий сначала учится воспринимать и различить звуки, потом слоги, слова, словосочетания. Развитие речевого слуха неразрывно связано с овладением правильной речевой артикуляцией и интонацией.
1) Восприятие звуков в различных фонетических позициях
Хлопнуть в ладоши, когда слышите звук [e] в начале слова (pet, egg, bed, elm, net)
2) Умение выделять в речевом потоке смыслоразличительные единицы - фонемы
Хлопнуть в ладоши, когда услышите слово cat (rat, cat, cap, cat, hat, sad, mad, cat)
3) Восприятие слов и различение лексических значений
Учитель называет ряд слов и просит учеников выписать только те слова, которые обозначают напитки (в ряде слов чередуется еда и напитки): tea, pizza, cofee, beans, salad, juice, water, cookies.
4) Способность дифференцировать звуки в парах слов
Прослушать пары слов, выделить + те пары, в которых присутствует одинаковый звук, -, в которых разные звуки: sun-run (+), pot-put (-), cap-hat (+), red-mad (-), pin-tin (+), pan-pun (-).
5) Дифференциация звука и способность правильно подобрать слово с тем же звуком
Прослушайте слово и дайте к нему рифму (fine-pine, sad-mad)
6)Повторение за учителем скороговорок с близкими звуками (A bee reads a green book under the tree)
7) Интерпретация просодических характеристик речи:
На листке даны высказывания без знаков препинания, прослушать и расставить знаки препинания (нужно “расшифровать”, то что вкладывает в высказывание говорящий):
Hurry up, you are late (!)
What do you like (?)
I don’t know the answer (.)
3 курс ОПП2
ОтветитьУдалить1. Почему развитие фонетический слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции?
Знание звуковой системы языка, ударения, ритмики, интонации, мелодики, способов фонетической организации речи и пользоваться ими в процессе общения называют фонологической компетенцией. Сформированность слухопроизносительных навыков, то есть развитый фонетический слух является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.
2. Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха?
Нет, потому что в обучении произношению участвуют все анализаторы: речедвигательный, слуховой и зрительный. За речедвигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым — контролирующая. Эти анализаторы взаимозависимы.
3. Как его развивать? Приведите конкретные примеры заданий
1) Весьма продуктивным является следующее задание: прослушайте и хлопните в ладоши, если услышите (знакомое слово, «краткое» слово, слово, обозначающее... и др.).
2) Игра «Угадай слово». Преподаватель произносит слово с паузами между звуками, ученик должен назвать слово целиком.
3) Игра «Цепочки слов» Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: globe -bobcat -tourist.
Арикова Валерия. 2 курс МКК-1
ОтветитьУдалитьнаправляю ссылку на гугл док с заданием 1 к теме 3 https://docs.google.com/document/d/1zRNs-V6Yu3jbxNFu9-ibOgYtO8rfugWLVHy516cfC0g/edit?usp=sharing
Прикрепила ссылку на ответ. (Получился слишком длинный комментарий) https://docs.google.com/document/d/1qTtz_jwRyRSXX-thJQr9lFdOgeMQdx9EA40CJn8ePh4/edit?usp=sharing
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Отправляю ссылку на Google-документ с ответами на 1 задание 3 темы https://docs.google.com/document/d/1MdTi8RnC3OKW0N4Xn4RqH5a438c9zdetvollSMzWv44/edit?usp=sharing C уважением,
ОтветитьУдалитьТаркинская София, франц. преп. З
Сметанко Яна, 2 курс, МКК-2
ОтветитьУдалить1) Фонетический слух обеспечивает способность человека анализировать фонемы иностранного языка, распознавая их дифференциальные признаки, а также правильно синтезировать их в собственной речи. Развитие фонетического слуха позволяет научиться правильно артикулировать и интонировать речь на иностранном языке, а следовательно является неотъемлемой частью процесса формирования фонологической компетенции.
2) Без наличия фонетического слуха формирование речепроизносительных навыков представляется весьма затруднительным, так как человеку, не способному распознать важнейшие признаки фонем и отличить их друг от друга на слух, сложно научиться правильно произносить фонемы в своей речи. Если человек не слышит звуковые тонкости в речи других людей, он не может заметить ошибок и в собственном произношении, что лишает его возможности самокоррекции и мешает научиться правильно артикулировать фонемы.
3) Существует несколько подходов развития фонетического слуха. Во-первых, это имитативный подход, целью которого является научить человека корректно воспринимать звуки иностранного языка, не допуская интерференции родного, т.е. направленный в первую очередь на прослушивание и репродукцию аутентичного аудиоматериала. Во-вторых, это аналитико-имитативный подход, включающий в себя не только подражание речи других людей, но и теоретические знания о правильных стратегиях артикуляции звука, интонирования речи, постановки правильного слогового и фразового ударения и т.д.
Для формирования фонетического слуха полезны задания на рецепцию и репродукцию аутентичного аудиоматериала. Например, можно попросить учащихся прослушать диалог, а затем попытаться повторить его фраза за фразой, подражая артикуляции и интонации носителя. Особенно важны задания на различие минимальных пар фонем (mass-mess, ship-sheep, pet-bet), например, где от ученика требуется из двух вариантов выбрать именно тот, который был произнесён в аудиозаписи, так как такие упражнения позволяют уловить смыслоразличительные признаки фонем. Кроме того, для развития фонетического слуха эффективны упражнения на проговаривание скороговорок (например, “Wetter weather never weathered wetter weather better”, “She sells seashells on the seashore. The shells she sells are surely seashells. So if she sells shells on the seashore, I’m sure she sells seashore shells”.)
1. Развитие фонетического слуха обучающегося является основным условием формирования фонологической компетенции, поскольку невозможно научиться понимать и воспроизводить звуки изучаемого языка. Фонетический слух позволяет нам правильно воспроизводить услышанные звуки на другом языке. Фонетический слух помогает развить правильную артикуляцию и интонацию в изучаемом языке.
ОтветитьУдалить2. Без развитого фонетического слуха правильное воспроизведение звуков на другом языке невозможно. Стоит отметить, что неправильное произношение звуков может негативно влиять на коммуникацию и даже привести к недопониманию между участниками коммуникации.
3. Развить фонетический слух можно на практике: необходимо слушать речь носителя языка (можно прослушивать подкасты, смотреть фильмы, интервью) для формирования прав ильного произношения. Также стоит выполнять упражнения на повторение слов или фраз за аудиозаписью или учителем. Подобные упражнения помогут сформировать правильную интонацию у ученика, а также воспроизведение звуков. Также, для корректного произношения сложных слов следует повторять их с разной скоростью (начинать с медленной и потихоньку ускорять)
Ульянова Дарья, 3 курс, ОПП-1
ОтветитьУдалить1.Фонетический слух – это способность воспринимать на слух и различать отдельные звуки, используемые при составлении слов, в потоке речи, а также интонации и ритмы речи для их дальнейшего воспроизведения. В фонологическую компетентность же входит не только восприятие, но и непосредственно воспроизведение звуков иностранного языка. Отсутствие развития фонетического слуха будет препятствовать созданию соответствующей общепринятым нормам речи на изучаемом языке, а также пониманию речи из внешних источников.
2.Без развития фонетического слуха для обучающегося будет крайне затруднительно сформировать речепроизносительные навыки. Для правильного воспроизведения звуков нам необходимо понимать, как их произносить, что можно понять при восприятии на слух. Теоретическое знание артикуляции чаще всего оказывается недостаточным для корректного воспроизведения звука.
3.Примеры:
1) Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (либо просто называет слова). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах lion, melon, tail, climb общий звук [l].
2) Игра «Не ошибись». Взрослый показывает ребенку, например, лист бумаги и называет “paper". Затем объясняет: "Я буду называть этот предмет то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Paper - piper - taper - paker - paper".
3) Игра “Магазин”. Пусть ребенок представит, что мама отправила его в магазин и попросила принести 3 товара, в названиях которых есть звук [k]. На наборном полотне
Алла Наумова, 2 курс, преподавание, 5 итальянский
ОтветитьУдалить1) Развитие фонетического слуха обучающихся играет важную роль в формировании фонологической компетенции. Фонетический слух - это способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки, что является условием аутентичного, безакцентного произношения. Без развитого фонетического слуха учащиеся не смогут различать фонемы в потоке речи и произносить слова без акцента, без чего коммуникация состояться не сможет.
2) Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетичеcкого слуха весьма затруднительно, поскольку обучающийся при произношении определённых фонем будет произносить их так же, как и в родном языке, что может сильно повлиять на значение слова и затруднить процесс коммуникации.
3) Обучающийся слушает ряд слов, хлопает в ладоши, когда слышит слово с определённым звуком.
Обучающийся слушает предложение и подчёркивает то слово, на которое падает логическое ударение.
Обучающийся слушает пары слов и определяет, в каком из них гласная долгая, в каком краткая.
Обучающийся слушает пары предложений, определяет, в каком из них восходящая, в каком нисходящая интонация.
Обучающийся немецкому языку слушает пары слов с огублёнными фонемами переднего и заднего ряда, определяет, какую услышал. Например, schon или schön. Затем следует повторить оба слова за учителем.
Также можно учить и повторять за учителем скороговорки на определённый звук, читать выразительно стихи.
Пикула Полина, 2 курс, 3 франц преп
ОтветитьУдалить1. Фонетический слух - это способность человеческого слуха к анализу и впоследствии к синтезу звуков на основе умения различать фонемы рассматриваемого языка. Человек, обладающий фонетическим слухом, способен верно воспринимать звуки иностранной речи, соотносить их с лексическими единицами и воспроизводить их. По CEFR фонетическая компетенция включает в себя «знание и умение воспринимать и воспроизводить: звуковые единства языка (фонемы) и их варианты (аллофоны); артикуляционно-акустические характеристики фонем; фонетическую организацию слов; просодию: ударение и ритм; интонацию; фонетическую редукцию; редукцию гласных; ассимиляцию; выпадение конечного гласного». Учитывая определение фонетической компетенции согласно CEFR, развитие фонетического слуха - неотъемлемое условие формирования фонологической компетенции, поскольку без него невозможно безакцентное произношение. От развитости фонетического слуха зависит скорость восприятия звуков и качество произносимых языковых единиц. Смыслоразличительный аспект является наиболее значимым в фонологической компетенции, поэтому фонетический слух приобретает ещё большее значение, так как если не следовать фонетическим нормам, то будет потерен смысл произнесенного, вследствие чего коммуникация будет нарушена.
2. На мой взгляд, формирование речепроизносительных навыков невозможно без развития фонетического слуха, потому что его неразвитость нарушает коммуникацию. Неспособность слышать звук, отличать его от других влечет за собой непонимание сообщения собеседника. В свою очередь человек, неспособный дифференцировать звуки иностранной речи, различать интонации, не сможет повторить их в процессе порождения речи.
3. Для того чтобы развивать фонетический слух нужно уделять внимание как теоретическим знаниям, так и практическим умениям.
Теоретические знания - это сведения об артикуляторных особенностях произношения звука, их классификация, знания об интонационных особенностях языка.
Чтобы закрепить теоретический материал вводятся практические задания. Для этого следует использовать такие типы заданий, как соотнесение услышанного слова с одним из нескольких предложенных вариантов, многократное повторение за диктором, упражнения, где три раза произносится одно и то же предложение, но с разными интонациями (повестовательной, восклицательной и вопросительной), а ученику необходимо определить порядок интонаций.
Примеры:
1.) Прослушайте и поставьте знаки препинания в зависимости от интонации:
1.Loulou écrit
2.Loulou écrit
3.Loulou écrit
4.C’est ton stylo
5.C’est ton stylo
6.C’est ton stylo
2.) Упражнение на имитацию. Произнесите за диктором следующие пары слов, соблюдая различие гласных по долготе (краткий/долгий).
[u] – [u:]
goutte – goure
boude – bouge
coupe – court
pousse – prouve
coude – couvre
trousse – trouve
couche – couvre
bouc – bouse
Развитие фонетического слуха является ключевым условием для формирования фонологической компетенции, потому что без него учащиеся не смогут правильно воспринимать и воспроизводить звуки иностранного языка. Фонетический слух помогает различать фонемы, интонационные и ритмические контуры языка, что в свою очередь позволяет развивать правильное произношение.
ОтветитьУдалитьФонетический слух помогает учащимся не только слышать и различать правильные звуки, но и внутренне формировать их идеальные модели, что важно для их воспроизведения. Этот навык нельзя заменить только зубрежкой правил произношения, потому что звучание — это комплексный феномен, который включает не только сами звуки, но и их интонацию, ритм, длительность и другие паралингвистические характеристики.
Без развития фонетического слуха можно научиться говорить на понятном уровне, но речь будет сопровождаться сильным акцентом или неправильной интонацией. Например, обучающийся может научиться произносить отдельные звуки правильно, но без интонационной правильности его речь будет восприниматься как «чужеродная» и неестественная.
Для развития фонетического слуха можно использовать такие задания:
1. Прослушивание и имитация фонем. Учащиеся могут слушать, как носители языка произносят определенные звуки, наблюдать за артикуляцией и пытаться их повторить. Это помогает улучшить имитацию звуков и развивает моторную память.
2. Работа с интонацией. Учащиеся могут анализировать интонационные контуры в речи носителей языка. Важно повторять не только звуки, но и следить за тем, как меняется интонация в зависимости от контекста. Например, можно слушать диалоги или монологи и пытаться копировать интонацию и использовать интонационные схемы, учиться самим их составлять.
3. Чтение вслух стихов или песен. Поэзия и песни — это отличные материалы для работы над ритмом и интонацией, поскольку они подчеркивают ударные и безударные слоги, а также дают возможность поработать над темпом речи.
4. Минимальные пары. Учащимся предлагаются слова, различающиеся одной фонемой (например, "ship" и "sheep"). Они должны научиться различать и правильно произносить эти минимальные пары, что способствует точности восприятия звуков.
1. Развитие фонетического слуха у учащихся – ключевой фактор для успешного овладения фонологической компетенцией. Это значит, что ученик должен уметь точно различать и воспроизводить звуки речи, которые отличают слова по смыслу (например, "кот" и "код"). Только тогда он сможет говорить на языке без акцента и правильно понимать речь носителей. Если фонетический слух недостаточно развит, ученик может столкнуться с трудностями. Он может столкнуться с неправильным произношением, сложностью с различением звуков, непониманием интонации и тп.
ОтветитьУдалить2. Нет, потому что в обучении произношению участвуют и речедвигательный, и слуховой, и зрительный. За речедвигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, за слуховым — контролирующая. Эти анализаторы взаимосвязаны.
3.
а) "Словоохота"
Цель: Развитие умения различать звуки в словах.
Ход: Учитель называет слово, а учащиеся должны назвать слова, которые начинаются с этого же звука.
Например, учитель говорит "дом", а учащиеся должны назвать слова, которые начинаются на "д": "дуб", "день", "двор".
Можно изменять сложность, предлагая слова с одинаковыми начальными, конечными или внутренними звуками.
б) "Найди пару"
Цель: Улучшение восприятия и различения фонем.
Ход: Учитель называет слово, а учащиеся должны найти его пару среди других слов.
Например, учитель говорит "кот", а на доске написаны слова: "кот", "рот", "год", "мот". Учащиеся должны найти слово "кот".
Можно усложнить задание, используя слова, отличающиеся одной фонемой, например "кот" и "код".
в) "Звукоподражание"
Цель: Развитие точности воспроизведения звуков.
Ход: Учитель предлагает учащимся имитировать звуки различных предметов, животных, природных явлений. Например, "лай собаки", "шум дождя", "тиканье часов".
Можно использовать картинки для наглядности или видеозаписи с реальными звуками.
Баранова Мария, ЛМКК, 2 курс, преп. англ. 1
ОтветитьУдалить(Дублирую комментарий, который по неизвестным причинам пропал с платформы)
1. Фонетический слух - это способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки, что является условием аутентичного, безакцентного произношения. Неразвитость фонетического слуха тормозит формирование произносительных навыков, так как распознавание фонем происходит в результате их противопоставления друг с другом на этапе слухового восприятия
Также для формирования фонологической компетенции значительную роль играет фонематический слух, который обеспечивает способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличительные свойства звуков. При недостаточно развитом фонематическом слухе учащиеся ошибочно ассоциируют фонемы изучаемого языка со схожими по произношению фонемами родного языка и не могут быстро определить отличительные признаки фонем в разных позициях.
2. Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха невозможно, поскольку фонетический слух и слуховые навыки в целом обеспечивают возможность правильно воспринимать звуки иноязычной речи, различать элементы звучащей речи и соотносить их с определенным значением. На следующем этапе речепроизносительные навыки обеспечивают оформление звукового, акцентно-ритмического и интонационно оформленного высказывания В совокупности слуховые и речепроизносительные навыки обеспечивают правильное восприятие ритмики и интонации иноязычной речи и впоследствии оформление собственного высказывания в соответствии с нормами изучаемого языка
Учащемуся чрезвычайно важно научиться узнавать то или иное фонетическое явление не только обособленно, но и в звучащей речи других людей для формирования фонемно правильного произношения звуков в потоке речи (интонационно и ритмически правильного оформления речи).
использование звукоподражательных игр для детей
проговаривание вслух в сопровождении движения, хлопков в ладоши и других жестикуляций. Например, игра «поймать». задача учащегося состоит в том, чтобы прослушать и хлопнуть в ладоши, когда он услышит (знакомое слово/ «краткое» слово/ слово из конкретной категории/ определенный звук)
повторение слова или отрывка в паузу с максимально приближенной к оригиналу произношением и/или интонацией
фонетический диктант с целью проверки навыка учащегося различать смыслообразующие составляющие фонетики (minimal pairs и др.)
Панченкова Елизавета МКК 1 2 курс
ОтветитьУдалить1) Развитие фонетического слуха является ключевым элементом в формировании фонологической компетенции, так как оно обеспечивает способность правильно воспринимать, распознавать и воспроизводить звуковые единицы языка. Без этой способности обучающиеся не смогут различать фонемы в потоке речи и использовать ударение, мелодику, интонацию. Фонетический слух способствует пониманию и адекватному воспроизведению звуковой структуры языка, что делает его базой для овладения всеми аспектами фонологической компетенции.
2) Формирование навыков произношения невозможно без развитого фонетического слуха. Если слуховые навыки недостаточно развиты, обучающийся не сможет правильно воспринимать и различать звуки, что приведет к ошибкам в произношении. Это также приведет к запоминанию неверных звуковых единиц и их воспроизведению в речи, что негативно отразится не только на произношении, но и на понимании устной и письменной речи.
3) Развитие фонетического слуха требует последовательной работы, включающей упражнения на распознавание и воспроизведение звуков. Например, 1) упражнение на повторение звуков за другим человеком 2) прослушивание разных видео, ориентированных на задачу развития фонетического слуха 3) упражнение на акцентирование внимания на аспекты звука (долгий/короткий, есть аспирация или нет и тп)
Баранов Илья МКК2 2 курс
ОтветитьУдалитьФонетический слух позволяет обучавшимся распознавать воспроизводить а также анализировать речевые звуки. Фонетический слух важен так как он позволяет различать интонации а также схожие звуки. Обладая развитыми навыками фонетического слуха, учащиеся могут легче замечать собственные ошибки в произношении и корректировать их.Формирование речи произносительных навыков без развития фонетического слуха возможно, но этот процесс будет значительно усложнен. Без фонетического слуха труднее заметить неверное произношение, а также произнести звуки правильно. Учащиеся могут воспроизводить звуки, не понимая их тонкостей, что может привести к ошибкам и недостаточному качеству речевых навыков.
Несколько примеров заданий для развития Фонеического слуха -
1- Проигрывание пары слов (например, "брат" и "прат"), где учащиеся должны определить, какие звуки различаются.
Задание: Назвать звук, который отличается, и повторить оба слова.
2- - Упражнения на выделение интонаций в различных предложениях. Например, произнесение вопросительных и утвердительных предложений с разной интонацией.
- Пример: Сравнение "Ты идёшь?" (вопрос) и "Ты идёшь." (утверждение).
1.
ОтветитьУдалитьРазвитие фонетического слуха безусловно важно для формирования фонологической компетенции, так как фонетический слух позволяет распознавать и различать фонемы и их характеристики. Неразвитый фонетический слух затрудняет дифференциацию звуков, что может привести к ошибкам и неточности как в перцепции, так и в продукции.
2.
Формирование речепроизносительных навыков без развитого фонетического слуха невозможно. Неспособность различать звуки ведет к неправильной артикуляции и искажению значений слов. Ученики не смогут корректировать свои ошибки, если не будут осознавать фонетические различия, что не позволит развивать речевые навыки.
3.
Для эффективного развития фонетического слуха можно использовать разнообразные задания, например:
• Метод «теневого повтора» (shadowing): ученики слушают аудио и повторяют его, стараясь максимально точно воспроизводить произношение и интонацию.
• Выделение смыслоразличительных единиц: прослушивание пар слов и определение, в каких из них присутствует один и тот же звук (например, bed-bad).
• Дифференциация звуков: задания на рифмы, где ученики слушают слово и предлагают к нему рифму ( |bæd|-|mæd| )
• Скороговорки: повторение скороговорок с близкими звуками для тренировки артикуляции и слуха (например, "A bee reads a green book under the tree").
• Проговаривание перед зеркалом: ученики произносят звук и следят за движением губ для правильной артикуляции.
Сидорина Валерия, 2 курс, МКК1
ОтветитьУдалить1.Развитие фонетического слуха является основополагающим элементом для формирования фонологической компетенции, так как оно предоставляет обучающимся возможность различать и идентифицировать языковые звуки. Фонетический слух способствует восприятию интонации, акцентуации и ритма речи, что, в свою очередь, помогает в правильном восприятии и воспроизведении звуков.
2.Если фонетический слух не развивается, процесс формирования произносительных навыков становится сложным. Неспособность различать звуки и интонации может привести к ошибкам в произношении и затруднениям в понимании устной речи.
3.Для развития фонетического слуха можно применять такие виды заданий:
-Упражнение на развитие фонетического слуха: прослушивание аудиозаписей с различными звуками и их последующее повторение.
-Игры на различие звуков: Произнесение слов с акцентом на различие схожих звуков (например, "б" и "п").
-Интонационные упражнения: Чтение стихотворений с акцентуацией на определенных словах, чтобы обучающийся мог уловить нужную интонацию, чтение скороговорок с похожими словами.
Фонетический слух — это способность различать звуки, интонации и ритмы речи. Он играет ключевую роль в формировании фонологической компетенции, так как помогает различать фонемы языка, что необходимо для правильного восприятия, понимания и воспроизведения языка, интонации, что необходимо также для правильного понимания и воспроизведения языка. Также развивая фонетический слух, учащиеся могут легче замечать и исправлять свои ошибки в произношении, и вырабатывать правильную артикуляцию.
ОтветитьУдалитьФормирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха крайне затруднительно, практически невозможно. Очень сложно воспроизвести какой-либо звук правильно, если ты не можешь правильно различать звуки, и почти невозможно выработать правильную артикуляцию. Соответственно человек с неразвитым фонетическим слухом не сможет нормально коммуницировать.
Задания на развитие фонетического слуха:
1. Интонационные задания. Учитель произносит предложения с разной интонацией, ученики должны повторить с той же интонацией.
2. Задания на различия фонем. Учитель произносит слова с похожими, но разными фонемами, и просить поместить их в два разных столбика. Потом вместе проверяет и просит вместе с ним повторить слова, используя правильную фонему.
Голубева Мария, 2 курс, ЛМКК, преподавание английского языка, 1 группа
ОтветитьУдалитьРазвитие фонетического слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции, потому что фонологическая компетенция включает в себя не только знание звукового строя языка, но и умение правильно распознавать и различать звуки, умение адекватно произносить звуки и слоги на иностранном языке.
Формирование речепроизносительных навыков без достаточного уровня фонетического слуха затруднительно, поскольку без умения различать звуки у обучающихся могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков и слов в целом.
Для развития фонетического слуха можно использовать разнообразные задания, например:
* Слушать записи и определять услышанные звуки. Это может быть работа с минимальными парами похожих фонем (например, слова «ship» и «sheep») для тренировки различия близких по звучанию фонем.
* Повторять за учителем или аудиозаписью, стараясь точно воспроизвести интонацию и произношение.
* Слушать диалог или текст и отмечать интонацию произнесённого предложения (восходящая или нисходящая).
* Играть в игру, в которой необходимо выделить согласные или гласные звуки в словах и проговаривать их отдельно.
Примеры конкретных упражнений и игр для развития фонематического слуха:
* "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый, тем самым учась различать одинаковый речевой материал по силе, высоте и тембру голоса. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
* "Верно-неверно". Учитель показывает ученику картинку и называет предмет, заменяя первую букву (lindow, mindow, window, dindow). Задача ученика - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. В ходе игры развивается умение различать правильное произношение слов и искаженное.
* «Найди слово на определённую букву». Учитель называет слова по очереди, а ученики должны найти лишние слова.
* «Угадай, чья песенка». Учитель объясняет ученику, что слова состоят из звуков. Учитель произносит звук, а ученик отгадывает, кто (что) его издает. Таким образом ученик учится слышать и различать отдельные фонемы из потока различных звуков.
* «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Игра способствует развитию фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.
ОтветитьУдалить1) Почему фонетический слух является основным условием для формирования фонологической компетенции?
- Основная функция: Позволяет различать звуки (фонемы) изучаемого языка, которые могут отличаться от звуков родного языка. Без этого навыка учащиеся не смогут корректно произносить звуки.
- Имитация и коррекция: Без развитого фонетического слуха ученики не смогут различать свои ошибки в произношении и корректировать их.
- Интонация и ритм: Фонетический слух помогает восприятию интонационных и ритмических особенностей языка, что важно для правильного произношения.
2) Можно ли сформировать речепроизносительные навыки без фонетического слуха?
- Нет, так как без способности различать звуки невозможно их корректно воспроизводить, что ведет к закреплению неправильного произношения и снижает эффективность общения.
3) Как развивать фонетический слух?
- Аудирование с акцентом на звуки: Слушать тексты и выделять определенные фонемы.
- Минимальные пары: Сравнение слов, отличающихся одной фонемой (например, "ship" и "sheep").
- Имитационные упражнения: Повторение фраз с фокусом на звук, интонацию и ритм.
- Фонетические диктанты: Прослушивание и запись слов с последующей проверкой.
- Задания на интонацию и ритм: Анализ интонации в предложениях и её воспроизведение.
- Теневой метод: Одновременное проговаривание текста вместе с аудиозаписью для имитации произношения и интонации.
Развитие фонетического слуха является не просто желательным, а основным условием формирования фонологической компетенции. Фонологическая компетенция включает в себя не только знание фонем (минимальных звуковых единиц, различающих значение слов), но и умение различать их в потоке речи, а также воспроизводить их в собственной речи с правильной артикуляцией и интонацией. Развитый фонетический слух – это способность воспринимать и различать звуки речи, включая тонкие различия между фонемами, которые могут быть неразличимы для неносителя языка. Без этой способности обучающийся не сможет адекватно воспринимать устную речь и, соответственно, затруднится в ее воспроизведении.
ОтветитьУдалитьФормирование речепроизносительных навыков практически невозможно без развития фонетического слуха. Даже если обучающийся механически запоминает артикуляцию звуков, он не сможет контролировать правильность своего произношения и корректировать ошибки без способности слышать и различать тонкие звуковые нюансы. Он не сможет адекватно реагировать на обратную связь (например, от преподавателя или носителя языка), так как не будет слышать, какие именно звуки он произносит неправильно. В итоге, его речь будет невнятной и непонятной.
Развитие фонетического слуха требует целенаправленной работы и может включать следующие методы и задания:
1. Дифференциация фонем:
Минимальные пары: Обучающиеся слушают и повторяют минимальные пары слов, отличающиеся одной фонемой (например, ship/sheep, bet/bat, pin/bin в английском языке; дом/том, кот/год в русском). Задания могут включать в себя идентификацию различий, повторение, диктовку и запись. Уровень сложности можно варьировать, начиная с легко различимых пар и переходя к более сложным.
Дискриминационные упражнения: Обучающиеся слушают короткие звуковые отрезки и определяют, какая фонема в них звучит (например, /p/, /b/, /t/, /d/). Можно использовать как изолированные звуки, так и звуки в словах или фразах.
Идентификация фонем в контексте: Обучающиеся слушают слова или фразы в контексте и определяют, какие фонемы в них содержатся. Это развивает умение различать фонемы в потоке речи.
2. Работа с интонацией и ритмом:
Повторение интонационных контуров: Обучающиеся повторяют интонацию фраз и предложений, сказанных носителем языка. Можно использовать аудиозаписи или видеозаписи.
Анализ ритмической структуры: Обучающиеся анализируют ритмическую структуру фраз и предложений, выделяя ударные и безударные слоги.
Чтение стихов и прозы: Чтение вслух стихотворений и прозы с правильной интонацией и ритмом.
3. Использование аудио-визуальных материалов:
Просмотр фильмов и сериалов: Просмотр фильмов и сериалов с субтитрами помогает обучающимся коррелировать звучание с написанием, а также привыкать к естественной речи.
Прослушивание аудиокниг и подкастов: Прослушивание аудиокниг и подкастов с постепенным увеличением скорости воспроизведения.
Работа с видеоуроками: Использование видеоуроков, в которых демонстрируется артикуляция звуков.
4. Использование технологий:
Специализированные приложения: Использование приложений для тренировки фонетического слуха, таких как Sounds Right, Elsa Speak и др.
Онлайн-ресурсы: Использование онлайн-ресурсов с упражнениями на различение фонем и интонации.
Важно помнить, что развитие фонетического слуха – это длительный процесс, требующий регулярных тренировок и терпения. Разнообразные упражнения, постоянная практика и положительная обратная связь – ключ к успеху.
Добрый день! Мой комментарий, опубликованный 1 октября, почему-то был удален, поэтому публикую выполненное задание заново. (Савченко Стелла, 3 курс, ОПП-1)
ОтветитьУдалить• Почему развитие фонетический слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции?
Согласно Щукину А.Н., фонетические навыки, формируемые в процессе обучения языку, входят в состав фонологической компетенции, которая включает в себя, помимо навыков, знание и умение воспринимать и воспроизводить в процессе общения:
1) фонемы и их варианты;
2) артикуляционно-акустические характеристики фонем;
3) фонетическую организацию слов (слоговая структура, словесное ударение, тон);
4) просодику (ударение и ритм, интонация);
5) фонетическую редукцию.
Фонетический слух определяется как способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки, что является условием аутентичного, безакцентного произношения. Из определения фонетического слуха можно видеть, что он является неотъемлемой частью фонологической компетенции. Следует также упомянуть, что наряду с фонетическим слухом, при формировании фонологической компетенции также необходимо развитие фонематического и интонационного слуха.
• Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетичеcкого слуха?
Согласно Гальсковой Н.Д., слуховые и произносительные навыки существуют в неразрывной связи друг от друга. Психологи утверждают, что безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Кроме того, если не развивать фонетический слух, то слухопроизносительные навыки родного языка будут переноситься на иностранный и будет происходить интерференция. (Щерба)
Успешность обучения произношению зависит от развитости речевого слуха, который включает в себя фонетическую, фонематическую и интонационную разновидности. Согласно исследованию О.В. Легостаевой, фонема как смыслоразличительная единица может быть осознана только во фразах, а не в изолированных противопоставлениях или словах. Согласно Щукину А.Н., неразвитость речевого слуха (в том числе фонетического) тормозит формирование произносительных навыков, так как распознавание фонем происходит в результате их противопоставления друг с другом по каким-либо признакам (глухость – звонкость, твердость – мягкость и др.). Всё это подтверждает тесную взаимозависимость фонетического слуха и речепроизносительных навыков.
• Как его развивать? Приведите конкретные примеры заданий
Прежде всего следует отметить, что при обучении произношению есть 2 подхода: имитативный и аналитико-имитативный.
Сторонники имитативного (акустического) подхода считают, что главная причина неправильного произношения – неправильное восприятие, поэтому учат правильно воспринимать и имитировать звуки, а не фильтровать через призму родного языка.
Аналитико-имитационный подход подразумевает рациональное сочетание имитации с доступным описанием артикуляции, слогового и фразового ударения, интонации и т.д.
Несколько примеров заданий на развитие фонетического слуха
Хлопните в ладоши, когда услышите долгий гласный звук: sit, tee, ship, sheep, box, door, cut, cart, heat, hit, dark, duck.
Найдите в словарном ряду слова со звуком [ŋ]: sin, sing, kin, king, win, wing, ban, bang.
Прослушайте фразы и скажите, сколько раз в них встретились дифтонги: Mike came home. Mary baked a cake. The price is high. A cow is bigger than a mouse.
Желтов Ф.А 3 курс ОПП2
ОтветитьУдалить1. Фонетический слух является ключевым элементом формирования фонологической компетенции по причине того, что именно он определяет способность правильно понимать и воспроизводить несмыслоразличительные фонетические свойства речи, оказывая влияние на формирование речепроизносительных навыков.
2. Нет, это является невозможным, так как для практики речевого общения фонетическая база необходима. Именно она дает правильно использовать звуки в речи и распознавать их в общении с собеседником. При отсутствии же фонетического слуха будут возникать ошибки, что повлечет нарушение коммуникации.
3. Одним из подобных заданий является метод обучения под названием "Shadowing" (эхо-повтор). Данная методика основывается на том, что ученик повторяет текст вместе с диктором. "Shadowing" нацелен на то, чтобы научиться произносить слова и предложения правильно, быстро и как носитель — может даже с первых шагов изучения языка. Повторять речь нужно с задержкой в одну-две секунды, как в синхронном переводе. Также нельзя останавливать запись, повторение должно быть непрерывным, как и сам озвученный текст.
Добрый день! Поскольку мой комментарий был удален, вынуждена продублировать свой ответ. Яруничева Виктория, ОПП-1, 3 курс
ОтветитьУдалитьРазвитие фонетического слуха обучающихся является ключевым условием формирования фонологической компетенции, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие и различение звуков речи.
Фонологическая компетенция включает в себя умение различать и производить звуки языка, а также использовать их для построения слов и предложений. Фонетический слух позволяет обучающимся:
- Определять различия между похожими звуками.
- Улавливать интонацию и ритм языка.
- Различать ударения в словах.
Таким образом, хорошая фонетическая база помогает учащимся правильно воспринимать и производить звуки, что, в свою очередь, способствует более эффективному овладению языком.
Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха крайне затруднительно. Если у обучающегося нет способности различать звуки, ему будет сложно:
- Корректно воспроизводить звуки.
- Понимать и исправлять свои ошибки в произношении.
- Участвовать в диалоге, так как ему будет трудно слышать, как звучит язык.
Развивать фонетический слух можно через различные упражнения и задания. Вот несколько конкретных примеров для уроков английского языка:
- Слушание и повторение: Учащиеся слушают небольшие фрагменты аудиозаписей с носителями языка и повторяют за ними. Это помогает развивать как фонетический слух, так и речепроизносительные навыки.
- Сравнение звуков: Ученики слушают аудио со словами, которые содержат схожие звуки (например, "ship" и "sheep"). Задача учащихся определить, в чем разница, и привести примеры слов с этими звуками.
- Фонетические транскрипции: Необходимо научить учеников читать фонетическую транскрипцию. Это поможет им осознать звучание слов.
Эти упражнения будут способствовать развитию фонетического слуха и, как следствие, улучшению произношения у учащихся.
Цидаева Ирина, МКК-1, 2 курс
ОтветитьУдалить1. Почему развитие фонетический слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции?
Фонетический слух — это способность воспринимать, различать и воспроизводить звуки речи. Он включает в себя умение распознавать различные фонемы (минимальные звуковые единицы языка), а также их характеристики, такие как высота, тембр и длительность. Умение слышать и анализировать звуковые элементы помогает обучающимся правильно воспринимать и производить речь. Развитие фонетического слуха способствует выявлению и исправлению ошибок в произношении, что улучшает общую речевую компетенцию.
Понимание фонетических особенностей языка помогает обучающимся осваивать фонологические правила, такие как чередование звуков, ударение и интонацию, что важно для формирования грамматической и лексической компетенции. Также развитие фонетического слуха способствует навыкам анализа и синтеза звуковых единиц, что необходимо для чтения и письма. Это также помогает в освоении новых слов и улучшении лексического запаса.
2. Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетичеcкого слуха?
Без развитого фонетического слуха учащиеся могут испытывать трудности в восприятии звуков, что затрудняет освоение правильного произношения, ведь учащиеся могут не осознавать свои ошибки и не иметь возможности корректировать их, что негативно сказывается на речевых навыках. Фонетический слух также важен для понимания интонационных и ритмических паттернов языка, что влияет на выразительность речи. Обучение произношению без фонетического слуха может занять больше времени, так как обучающемуся придется полагаться на другие методы, такие как механическое запоминание.
Как его развивать? Приведите конкретные примеры заданий
- Запишите несколько слов с похожими звуками и дайте другому человеку угадать, какое слово вы произнесли, не показывая написание. (задание на слушание и повторение)
- Прослушайте аудио, где произносятся слова или фразы, и выберите правильный вариант из нескольких предложенных (например, "What did he say?" или "What did she say?"). (слушание с выбором)
-Прослушайте короткие аудиотреки диалоги и повторяйте за диктором, стараясь точно воспроизводить интонацию и произношение.
-Запишите себя, читая текст на английском, а затем прослушайте запись, сравнивая свое произношение с оригиналом.
Стефания Соловьёва, ФИЯР, III курс, ОПП-1
ОтветитьУдалитьДобрый день! Прошу прощения, мой комментарий, опубликованный в октябре, по какой-то причине был удалён. Заметила, когда начала делать портфолио. Публикую ещё раз!
Развитие фонетического слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции, потому что фонетический слух позволяет различать звуковые единицы языка, распознавать их акустические свойства и правильно интерпретировать звуки. Это, в свою очередь, помогает в корректном произношении и понимании речевой активности, что является основой для изучения языка.
Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха сложно и маловероятно. Без способности различать звуки и интонации, обучающиеся могут трудно воспринимать нюансы произношения, что приводит к ошибкам и трудностям в коммуникации.
Существует множество методов и заданий для развития фонетического слуха. Вот несколько примеров:
1. Сравнительный анализ звуков: Предложите ученикам порядок слияния и различения схожих звуков (например, звуков /s/ и /sh/). Ученики могут слушать пары слов и определять, в каком слове какой звук.
2. Игра "Угадай звук": Воспроизведите звук (например, звук буквы или фразы), а ученикам нужно будет угадать, что это за звук, или найти слово, начинающееся на этот звук.
3. Запись и анализ: Попросите студентов записать себя, произнося определенные слова или фразы, затем проанализировать свою запись, сравнив произношение с образцом.
4. Называние или повторение слов под музыку: Используйте мелодии, где слова имеют акцент на определенные звуки. Это помогает развивать чувствительность к ритму и интонации.
5. Упражнения на рифмы и ассонансы: Дайте ученикам список слов и попросите составить рифмы или ассонансы, что поможет им сосредоточиться на звуковых элементах языка.
Эти задания не только помогут развивать фонетический слух, но и сделают процесс обучения более интересным и интерактивным.
Мухлоева Амина, 2 курс, МКК-1
ОтветитьУдалить1. Почему развитие фонетического слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции?
Развитие фонетического слуха является ключевым условием формирования фонологической компетенции, поскольку фонетический слух позволяет обучающимся различать звуки языка, их тонкие нюансы и интонационные особенности. Фонологическая компетенция включает в себя умение воспринимать и производить звуки языка, а также понимать их значение в контексте. Без хорошо развитого фонетического слуха учащиеся могут испытывать трудности в распознавании и воспроизведении фонем, что может привести к ошибкам в произношении и понимании речи. Таким образом, фонетический слух служит основой для дальнейшего освоения фонологии и речевых навыков.
2. Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха?
Формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха крайне затруднительно. Фонетический слух помогает учащимся осознавать различия между звуками и правильно их воспроизводить. Без этого навыка учащиеся могут не замечать свои ошибки в произношении, что затрудняет процесс обучения. Например, они могут не улавливать разницу между близкими по звучанию фонемами или не чувствовать ритм и интонацию языка. В результате, даже если учащиеся будут тренироваться в произношении, без фонетического слуха они не смогут достигнуть высокого уровня точности и естественности в речи.
3. Как развивать фонетический слух? Приведите конкретные примеры заданий.
1. Слушание и повторение:
Задание: Учащиеся слушают аудиозапись носителя языка и повторяют за ним. Важно обращать внимание на интонацию, ударение и ритм.
Пример: Использование песен или стихов, где учащиеся должны повторять фразы с правильной интонацией.
2. Идентификация звуков:
Задание: Учитель произносит пары слов, которые отличаются только одним звуком (например, "bat" и "pat"). Учащиеся должны определить, какие звуки различаются.
Пример: Использование минимальных пар (например, "ship" и "sheep") для тренировки восприятия различий в звуках.
3. Запись собственного голоса:
Задание: Учащиеся записывают свой голос во время чтения текста и затем сравнивают его с записью носителя языка.
Пример: Чтение диалогов из учебника с последующим анализом различий в произношении.
Эти задания помогут учащимся развивать фонетический слух, что в свою очередь будет способствовать формированию их фонологической компетенции и улучшению речепроизносительных навыков.
Задание было опубликовано от 22.10.2024. Было удалено сайтом.
ОтветитьУдалить1) Фонетический слух помогает человеку анализировать фонемы иностранного языка, распознавая их характерные особенности, а также правильно воспроизводить их в своей речи. Развитие фонетического слуха способствует корректной артикуляции и интонации на иностранном языке, что делает его важным элементом формирования фонологической компетенции.
2) Отсутствие развития фонетического слуха значительно усложняет процесс освоения речепроизносительных навыков. Человеку, который не может различать ключевые признаки фонем на слух, трудно научиться их правильному произношению. Если он не улавливает звуковые нюансы в речи окружающих, ему сложно заметить свои ошибки в произношении, что лишает его возможности самокоррекции и затрудняет освоение правильной артикуляции фонем.
3) Развивать фонетический слух можно с помощью выполнения различных заданий, например:
Прослушивание аудиозаписей носителей языка и повторение за ними с попыткой воспроизвести ту же интонацию и произношение. Для лучшей коррекции и отслеживания собственных успехов полезно записывать свой голос во время выполнения задания.
Также можно составить список слов, различия между которыми заключаются лишь в одной фонеме (например, sleep/slip). Слушая произношение этих слов, можно стараться различать звуки на слух, что в дальнейшем положительно скажется на развитии фонетического слуха.
Кроме того, можно тренировать фонетический слух, создавая транскрипции. Например, можно найти различные транскрипции в интернет-ресурсах и пытаться угадать слово, которое они представляют.
Также полезно смотреть сериалы или фильмы на иностранном языке и периодически делать паузу, повторяя фразы за персонажами.
Можно играть в игры: один человек произносит звук, а второй пытается угадать и записать его. Или один называет слово, а второй пишет его транскрипцию.
Задание было удалено от 23.10
ОтветитьУдалитьФонологическая компетенция — это способность воспринимать и производить звуковую структуру языка, включая правильное произношение, интонацию, ударение и ритм.
Развитие фонетического слуха является неотъемлемым условием для формирования фонологической компетенции. В первую очередь фонетический слух позволяет учащимся воспринимать и различать звуки в иностранном языке. Уровень различения звуков напрямую влияет на способность точного воспроизведения этих звуков. Например, если учащийся не различает звуки /θ/ и /s/, то он не сможет правильно произносить слова, как "think" и "sink".
Фонетический слух важен для распознавания интонации и акцентов, что немало важно, поскольку интонация может изменять значение фразы.
В заключение хочется добавить, что через развитие фонетического слуха ученик начинает осваивать фонологические особенности иностранного языка, такие как фонемы и их сочетания, что способствует формированию более высокого уровня фонологической компетенции.
2. Возможно ли формирование речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха?
Нет, формирование речепроизносительных навыков невозможно без развития фонетического слуха. Речепроизношение зависит от способности слышать и распознавать звуки. Если обучающийся не может различить звуки, он не сможет правильно их воспроизвести.
3. Как развивать фонетический слух?
Развитие фонетического слуха требует работы с различием звуков, интонацией, ударением и другими аспектами фонологии.
1. Задания, в которых необходимо различать два слова, отличающихся только одним звуком.
Пример:
bat / pat
cap / cup.
Задание: "Послушайте и повторите эти слова. Какое слово прозвучало в записи?"
2. Слуховые диктанты:
Задания, в которых преподаватель диктует ученикам слова или предложения, а затем просит их написать, что они услышали.
3. Задания на повторение слов с правильным произношением:
Учащиеся повторяют за учителем или аудио материалами слова, обращая внимание на правильное произношение звуков, ударение и интонацию.
Пример:
◦ thorough / through
Соловьева Ангелина, ОПП-2 3 курс, дублирую свое задание.
ОтветитьУдалитьРазвитие фонетического слуха обучающихся является основным условием формирования фонологической компетенции по нескольким причинам:
Понимание звуковой структуры языка: Фонетический слух позволяет обучающимся различать и идентифицировать звуки, что является основой для понимания фонемного состава языка. Это, в свою очередь, способствует формированию фонологической компетенции, которая включает в себя знание о том, как звуки взаимодействуют и образуют слова.
Слушание и воспроизведение: Хороший фонетический слух помогает обучающимся не только слышать различия между звуками, но и точно воспроизводить их. Это критически важно для правильного произношения и, следовательно, для эффективной коммуникации.
Коррекция ошибок: Обучающиеся с развитым фонетическим слухом легче замечают свои ошибки в произношении и могут их исправлять, что способствует более быстрому прогрессу в изучении языка.
Что касается формирования речепроизносительных навыков без развития фонетического слуха, то это возможно, но будет значительно сложнее и менее эффективно. Без хорошего фонетического слуха обучающиеся могут не осознавать, какие именно звуки они произносят неправильно, и, следовательно, не смогут корректировать свои ошибки.
Способы развития фонетического слуха
Слушание и повторение: Упражнения на прослушивание и последующее повторение слов и фраз. Например, учитель произносит слово, а ученики должны его повторить, стараясь максимально точно воспроизвести звук.
Игра "Угадай звук": Учитель произносит различные фонемы, а ученики должны определить, какой звук был произнесен. Это может быть сделано с использованием карточек с буквами или картинок.
Сравнение звуков: Упражнения, в которых обучающимся предлагается сравнить два похожих звука и определить, в чем они различаются (например, [s] и [ʃ]).
Транскрипция: Задания на транскрипцию слов, где ученики должны записать слова, основываясь на их произношении. Это помогает им сосредоточиться на деталях звукового оформления. К примеру, можно также усложнить задание, давая слова-омофоны, похожие по звучанию, но разные по написанию и смыслу.
Запись собственного голоса: Учащиеся записывают свой голос во время чтения текста и затем сравнивают его с записью носителя языка. Например: чтение диалогов из учебника или другого источника с последующим анализом различий в произношении.
Эти методы и задания помогут развить фонетический слух и, следовательно, способствовать формированию фонологической компетенции у учеников.