среда, 1 ноября 2023 г.

Тема 9.Рефлексия и обратная связь

Теоретический материал по теме 9
https://drive.google.com/file/d/1vy3rJ8UomTG_ZiFdbrBlCEZw-NyfRL3j/view?usp=drivesdk

Что такое рефлексия в обучении?  Уровни педагогической рефлексии. Цели и типы педагогической рефлексии. Способы проведения рефлексии. Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений. Что такое обратная связь. Типы и виды обратной связи. Чем отличается обратная связь от рефлексии и оценивания?

19 комментариев:

  1. Ксения Сивачук, ОПП-1, 3 курс
    В процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего
    процесса обучения”.
    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
    1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
    2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
    3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
    4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
    Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
    Типы педагогической рефлексии:
    1) Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д.
    2) Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы.
    3) Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать.
    4) Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем.
    Общие цели рефлексии в обучении включают:
    1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и.т.д.)
    2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
    3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
    4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
    5) Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики.
    Учебную рефлексивную деятельность в дистанционном курсе можно организовать несколькими способами: Онлайн опросники (questionnaires); Карточки обратной связи в конце урока (exitslips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений, это:
      1) Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
      2) Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
      3) Коммуникативные
      Если говорить об обратной связи, то в педагогике обратная связь – это обучение учеников рефлексии путём считывания учителем эмоциональной информации у учеников (реагировании), возможностью задавать вопросы, заинтересованной реакцией учителя на замечания и пожелания учеников касаемо учебного процесса.
      Обратная связь реализовывается двумя видами: положительной и отрицательной. Положительная обратная связь подразумевает под собой похвалу, поощрение, поэтому при таком виде связи наблюдается общий рост мотивации у учеников. В то же время, второй вид обратной связи – отрицательный, то есть выговор или наказание – наоборот, в лучшем случае, стабилизирует развитие на одном уровне, а в худшем - снижает мотивацию.
      Основное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена во внешний мир, на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/учитель оценивают сами себя).

      Удалить
  2. Гордиенко Дарья, 2 курс, 1 англ. преподавание

    В процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как
    “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего
    процесса обучения” В педагогическом контексте рефлексия предполагает взаимодействие преподавателя и ученика в процессе решения проблемных ситуаций. Традиционно выделяются два вида рефлексии: учебная (рефлексия учащегося) и педагогическая (рефлексия учителя)

    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии: 1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности; 2) понимание педагогом
    внутренней деятельности ученика; 3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога; 4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика. Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.

    Общие цели рефлексии в обучении включают:
    1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных
    проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
    2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения
    сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный
    образовательный маршрут);
    3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания
    психологически комфортной, доверительной среды обучения;
    4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений
    учиться, способности самопознания и саморазвития;
    5) Корректировку учебного процесса на основании учебной
    аналитики.

    Организация рефлексивной деятельности состоит из дорефлексивного (outward-
    looking), текущего (backward-looking), завершающего (inward-looking) и
    перспективного (forward-looking) этапов:
    1) Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном
    этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы,
    например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут
    столкнуться в процессе работы, формирования понимания
    практической ценности конечного результата для учеников, и т.д.
    Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой,
    обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
    2) Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ
    процесса работы над текущим или проблемным заданием любого
    типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по
    каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще
    необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться индивидуально, в паре, в группе или классе.
    3) Изучение составленной последовательности действий - Inward-
    Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные
    сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутренне отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 4) Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward- looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты
      работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат.
      Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали
      и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.
      Однако чаще всего педагоги проводят рефлексивную деятельность по завершению какого-либо этапа, те в конце урока, по завершению проблемного задания или по завершению одного из этапов работы над проблемным заданием (проект, веб-квест, кейс, мозговой штурм) или
      по окончании элективного курса в рамках дополнительного образования школьников.

      Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
      1) Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.) - Learning Apps, Kahoot!, Mentimeter, PollEverywhere, Socrative, Plickers, Гугл формы (Google Forms)
      2) Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий) - BookWidgets, Padlet, Google Jamboard, Voicethread, H5P Audio Recorder, Evernote (iOS/Android)
      3) Коммуникативные - социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com и др.), электронная почта, чаты, мобильные мессенджеры (Whatsapp, Telegram и др.)

      Рефлексивная деятельность в обучении проводится несколькими способами:
      1) Опросники (questionnaires)
      2) Карточки обратной связи в конце урока (exitslips/tickets)
      3) Перечень вопросов (check-list)
      4) Быстрое эссе (one-minute essay)
      5) Журнал саморефлексии (student reflective journal)
      6) Голосование (polling)

      Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. С помощью этой информации можно диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия.

      В педагогике существуют два вида обратной связи: положительная и отрицательная. Под положительной обратной связью подразумевается похвала, поощрение учащегося, которые стимулируют развитие, а под отрицательной — критика и наказание, предостерегающие от повторения ошибок.

      Обратная связь отличается от рефлексии или оценивания тем, что для её реализации необходимо наличие по крайней мере двух участников процесса. Обратная связь включает в себя коммуникацию и направлена вовне, в то время как рефлексия или оценивание могут быть направлены на самого субъекта действия.

      Удалить
  3. Перелыгина Анна14 ноября 2023 г. в 12:17

    Перелыгина Анна, 2 курс, МКК-2

    Прикрепляю ссылку с заданием:
    https://docs.google.com/document/d/1TjmEQUfZVTlBWj53ZyD3F5O-uSPCymtZJ-xVcjRYZbk/edit?usp=sharing

    ОтветитьУдалить
  4. Чепарев Артем, 2 курс, англ. преп. 1

    Что такое рефлексия в обучении?
    Ответ: процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, т.е. понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения, в педагогическом контексте предполагающее взаимодействие преподавателя и ученика в процессе решения проблемных ситуаций. Педагогическая рефлексия – взаимоотображение и взаимооценивание участников педагогического процесса, а также проникновение преподавателя во внутренний мир учащегося.
    Уровни педагогической рефлексии.
    Ответ:
    1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
    2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
    3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
    4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика (по Щукину)
    Цели и типы педагогической рефлексии.
    Общие цели рефлексии в обучении:
    1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, в группе, в паре)
    2) Индивидуализация учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (инд. обр. маршрут)
    3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения
    4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития
    5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики
    Типы педагогической рефлексии (этапы организации рефлексивной деятельности):
    1) Дорефлексивная деятельность (Outward-Looking) – обсуждение предстоящей работы, поиск эффективных стратегий, предвосхищение возможных трудностей, ответы учеников на вопросы учителя касательно целей и задач проблемного задания и т.д.
    2) Восстановление последовательности выполненных действий (Backward-Looking) – анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием, идентификация используемых стратегий и шагов, оценка продуктивности работы, способов преодоления трудностей и т.д.
    3) Изучение составленной последовательности действий (Inward-Looking) – акцент внимания учащихся на собств. сильные или слабые стороны, рассмотрение внутреннего отношения ученика к работе, используемой им тактикой действий и ее соответствия поставленным задачам
    4) Выявление и формулирование результатов рефлексии (Forward-Looking) – обсуждение результатов работы, соотнесение их с поставленными целями. Обсуждение полученных учениками знаний и возможности их применения, а также трудностей и способов их преодоления в будущем
    Способы проведения рефлексии.
    1) Онлайн-опросники (questionnaires)
    2) Карточки обр. связи в конце урока (exit slips/tickets)
    3) Перечень вопросов (check-list)
    4) Быстрое эссе (one-minute essay)
    5) Журнал саморефлексии (student reflective journal)
    6) Голосование (polling)

    ОтветитьУдалить
  5. Чепарев Артем, 2 курс, англ. преп. 1 (продолжение, 2/2)

    Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений.
    1) ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.). Дидактические возможности: создание тестов и заданий разного типа с автопроверкой и анализом ошибок; проведение рефлексивных опросов и голосования с последующей диагностикой результатов и корректировкой процесса обучения; создание рефлексивных карточек и их анализа
    2) МУЛЬТИМЕДИЙНО-ГЕНЕРАТИВНЫЕ (шаблоны для разработки заданий). Дидактические возможности: создание мультимедийных заданий с возможностью автопроверки, анализом результатов; предоставление обратной связи в режиме реального времени; проведение рефлексивной деятельности в мультимедийном формате
    3) КОММУНИКАТИВНЫЕ. Дидактические возможности: общение и предоставление обратной связи в синхронном и асинхронном режиме
    Что такое обратная связь.
    В русскоязычной методике – оценивание и контроль, рефлексия, комментирование результатов оценивания (широкое определение)
    В англоязычной методике – устные и письменные комментарии преподавателя (узкое определение)
    Типы и виды обратной связи.
    По адресату:
    1) ученик
    2) родитель
    По форме:
    1) устная
    2) письменная
    По характеру:
    1) личная
    2) посредственная
    По времени:
    1) немедленная
    2) отсроченная
    По функции:
    1) корректирующая
    2) описательная (несфокусированная)
    Виды обратной связи:
    1) положительная
    2) отрицательная
    Чем отличается обратная связь от рефлексии и оценивания?
    Обратная связь (в узком понимании термина) представляет собой нацеленную на улучшение результатов учебной работы ученика и его мотивирование информацию, исходящую от учителя, в то время как рефлексия является выполняемым учеником или учителем процессом самоанализа и самооценивания деятельности. Оценивание, наконец, также исходит извне, однако, в отличие от обратной связи, выявляет лишь сформированность навыков и умений учащихся и соответствие выполненной ими работы тем или иным критериям. Таким образом, обратная связь может дополнять оценивание в качестве комментария или пояснения к оценке выполненного учеником задания, а рефлексия в таком случае проявится в виде комментариев учащегося касательно выполненной им самим работы, перспектив роста и потенциальных или реальных проблем.

    ОтветитьУдалить
  6. Гончарова Екатерина ОПП2
    В процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения”.
    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии: 1) понимание педагогом основных
    аспектов своей внутренней деятельности; 2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика; 3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога; 4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика. Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
    Также есть 4 типа педагогической рефлексии:
    1) Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д.
    2) Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы.
    3) Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над
    которыми следует больше работать.
    4) Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. Цели педагогической рефлексии
      Таким образом, рефлексивная деятельность может осуществляться в разных формах и на различных этапах обучения в зависимости от поставленной цели. Общие цели рефлексии в обучении включают:
      1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
      2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения
      сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный
      образовательный маршрут);
      3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
      4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
      5) Корректировку учебного процесса на основании учебной
      аналитики.

      При использовании дистанционного обучения, в качестве основы для организации обратной связи и рефлексивной деятельности учащегося в онлайн курсе можно использовать различные цифровые инструменты и приложения:
      Онлайн опросники (questionnaires); карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).

      Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
      1) Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
      2) Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
      3) Коммуникативные
      Обратная связь – это целенаправленное построенное общение между обучающим и обучаемым, обеспечивающее их взаимодействие в процессе достижения образовательных целей.
      Есть 2 вида обратной связи: положительная и отрицательная. Положительная - похвала, поощрение, отрицательная подразумевает критику, негативные комментарии о проделанной работе.
      Так же есть: корректирующая, поддерживающая и развивающая обратная связь.
      Ее главное отличие от рефлексии и оценивания в том, что при процессе ее осуществления должно участвовать как минимум 2 человека. Рефлексия может быть направлена как наружу так и на самих себя, как и оценивание.

      Удалить
  7. Николаева Анна, 3 курс, ОПП-2

    Рефлексия в обучении - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения.

    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:

    1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
    2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
    3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
    4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.


    Цели педагогической рефлексии:

    1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
    2)Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
    3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
    4)Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
    5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики.

    Типы педагогической рефлексии:

    1)Дорефлексивная деятельность - outward-looking
    2)Восстановление последовательности выполненных действий - backward-looking
    3)Изучение поставленной последовательности действий - inward-looking
    4)Выявление и формулирование результатов рефлексии - forward-looking

    Способы проведения рефлексии:

    -Онлайн опросники (questionnaires); -Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets);
    -Перечень вопросов (check-list);
    -Быстрое эссе (one-minute essay);
    -Журнал саморефлексии (student reflective journal);
    -Голосование (polling)

    Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений

    -Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
    -Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
    -Коммуникативные

    Обратная связь - это обучение рефлексии путём считывания учителем эмоциональной информации у учеников (реагировании), возможностью задавать вопросы, заинтересованной реакцией учителя на замечания и пожелания учеников касаемо учебного процесса.

    Виды обратной связи:
    -положительная (похвала, поощрение)
    -отрицательная (выговор, наказание)

    Главное различие между обратной связью и рефлексией заключается в том, что обратная связь требует присутствия, как минимум, двух людей, то есть она направлена на коммуникацию во внешний мир, в то время как рефлексия может быть направлена как на внешний мир, так и на самого себя (ученик или учитель оценивают себя).

    ОтветитьУдалить
  8. Вероника Ерофеева3 декабря 2023 г. в 04:03

    Ерофеева Вероника, 2 курс, ЛМКК, 6 группа

    В процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения”

    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
    1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
    2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
    3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
    4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
    Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.

    Организация рефлексивной деятельности состоит из дорефлексивного (outward-looking), текущего (backward-looking), завершающего (inward-looking) и перспективного (forward-looking) этапов:
    Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д. Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой, обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
    Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться
    индивидуально, в паре, в группе или классе.
    Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутреннее отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
    Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.

    Цели педагогической рефлексии:
    1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
    2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
    3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
    4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
    5) Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики.

    Способы проведения рефлексии:
    Учебную рефлексивную деятельность в дистанционном курсе можно организовать несколькими способами: Онлайн опросники (questionnaires); Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника Ерофеева3 декабря 2023 г. в 04:03

      Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
      Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
      Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
      Коммуникативные

      Обратная связь – это целенаправленное построенное общение между обучающим и обучаемым, обеспечивающее их взаимодействие в процессе достижения образовательных целей.
      Виды обратной связи:
      1) Положительная (подразумевает похвалу, поощрение, приятные комментарии)
      2) Отрицательная (отрицательная подразумевает критику, негативные комментарии о проделанной работе)
      Основное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/учитель могут оценивать сами себя).

      Удалить
  9. Белякова Ангелина3 декабря 2023 г. в 07:02

    Белякова Ангелина, 2 курс ЛМКК, 6 группа итал

    Рефлексия (в обучении) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего трактуется как процесса обучения.

    Педагогическая рефлексия - это «взаимоотображение» и взаимооценивание участников педагогического процесса, а также проникновение преподавателя во внутренний мир учащегося.
    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
    1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
    2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
    3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
    4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
    Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.

    Цели педагогической рефлексии:
    1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
    2) Индивидуализация учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
    3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
    4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
    5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Белякова Ангелина3 декабря 2023 г. в 07:02

      Типы педагогической рефлексии:
      - дорефлексивный этап (outward- looking). На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д. Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой, обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
      - текущий этап (backward-looking). Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться индивидуально, в паре, в группе или классе.
      - завершающий этап (inward-looking). Подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутренне отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
      - перспективный этап (forward-looking). На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.

      Способы проведения учебной рефлексивной деятельности в дистанционном курсе:
      - Онлайн опросники (questionnaires);
      - Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets);
      - Перечень вопросов (check-list);
      - Быстрое эссе (one- minute essay);
      - Журнал саморефлексии (student reflective journal);
      - Голосование (polling).

      Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
      - Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.) - Kahoot!, Google Forms и тд
      - Мультимедийно- генеративные (шаблоны для разработки заданий) - BookWidgets, Padlet и тд
      - Коммуникативные - социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com и др.) и тд

      Обратная связь (в данном контексте) - общение между учителем и учеником, которое обеспечивает их взаимодействие с целью достижения образовательных целей, путем получения учителем информации о состоянии образовательного процесса и его участников.
      Виды обратной связи:
      - положительная (поощрение, похвала, положительные комментарии). Стимулирует рост мотивации
      - отрицательная (наказание, критика, выговор, негативные комментарии). Направлена на исправление ошибок, но может вызвать снижение мотивации
      Основным отличием обратной связи от рефлексии является то, что она направлена на непосредствнную коммуникацию и для нее нужны минимум два задействованных лица. Рефлексия и оценивание же могут быть направлены как вовне, так и вовнутрь (оценивание самого себя).

      Удалить
  10. Горелышева Маргарита3 декабря 2023 г. в 12:44

    Горелышева Маргарита, 2 курс ЛМКК, 6 группа итал. преп.

    Рефлексия (в обучении) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего трактуется как процесса обучения.
    Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
    1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
    2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
    3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
    4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
    Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.

    Типы педагогической рефлексии (дорефлексивный (outward-looking), текущий (backward-looking), завершающий (inward-looking) и перспективный (forward-looking) этапов):
    Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д. Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой, обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
    Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться индивидуально, в паре, в группе или классе.
    Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутреннее отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
    Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Горелышева Маргарита3 декабря 2023 г. в 12:45

      ПРОДОЛЖЕНИЕ

      Цели педагогической рефлексии:
      1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
      2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
      3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
      4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
      5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики.

      Способы проведения рефлексии:
      Учебную рефлексивную деятельность в дистанционном курсе можно организовать несколькими способами: Онлайн опросники (questionnaires); Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).

      Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
      - Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.) - Kahoot!, Google Forms и тд
      - Мультимедийно- генеративные (шаблоны для разработки заданий) - BookWidgets, Padlet и тд
      - Коммуникативные - социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com и др.) и т.д.

      Обратная связь – это целенаправленное построенное общение между обучающим и обучаемым, обеспечивающее их взаимодействие в процессе достижения образовательных целей.
      Виды обратной связи:
      1) Положительная (подразумевает похвалу, поощрение, приятные комментарии)
      2) Отрицательная (отрицательная подразумевает критику, негативные комментарии о проделанной работе)
      Основное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/преподаватель могут оценивать сами себя).

      Удалить
  11. Иванова Елизавета 2 курс 5 группа исп. преподавание

    Рефлексия в обучении трактуется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения

    Согласно А.Н Щукину выделяются 4 уровня педагогической рефлексии:
    1)понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности
    2)понимание педагогом внутренней деятельности ученика
    3)понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога
    4)понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика

    Цели педагогической рефлексии:
    1)помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей ( работа с материалом, работа в группе/ в паре)
    2)индивидуализация учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обручающегося (индивидуальный образовательный маршрут)
    3)развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной , доверительной среды обучения
    4)формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е умений учиться, способности самопознания и саморазвития
    5)Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики

    Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
    -инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов)-Kahoot, Mentimeter
    -мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)-Evernote, Padlet
    -коммуникативные-социальные сервисы (FaceBook), блоги (blogger.com), мобильные мессенджеры (Whatsapp, Telegram)

    Способы проведения учебной рефлексивной деятельности:
    •онлайн опросники
    •перечень вопросов
    •карточки обратной связи
    •быстрое эссе
    •голосование
    •журнал саморефлексии

    В образовании под обратной связью понимается получение учителем информации о состоянии образовательного процесса и его участников. Она используется для рационализации прямой связи, то есть изложенного на занятиях материала.
    Виды обратной связи:
    -положительная (похвала, поощрение)
    -отрицательная (выговор наказание)

    Главное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/учитель могут оценивать сами себя).

    ОтветитьУдалить
  12. Немцова Юлия Владимировна, испанский, преподавание, 5 группа, 2 курс, ЛМКК

    В процессе обучения, термин "рефлексия" обычно интерпретируется как "процесс, во время которого обучающиеся осознают свои внутренние мыслительные процессы и состояния, чтобы лучше понять себя и свой образ обучения".
    А.Н. Щукин выделяет 4 уровня педагогической рефлексии:
    1) осознание педагогом основных аспектов своей работы;
    2) понимание деятельности ученика;
    3) понимание представлений ученика о педагоге;
    4) понимание действий ученика. Учитель достигает успеха, овладев третьим и четвертым уровнями рефлексии.

    Также существуют 4 типа педагогической рефлексии:
    1) Дорефлексивная деятельность (Outward-Looking) – на этом этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы для стимулирования мышления, например, при возникновении трудностей в процессе обучения
    2) Восстановление последовательности выполненных действий (Backward-Looking)- этот тип включает анализ работы над заданиями, применяемые стратегии и шаги, а также природу возникших трудностей.
    3) Изучение составленной последовательности действий (Inward-Looking)- подразумевает акцент на собственных сильных и слабых сторонах учащихся. Самоанализ процесса работы, возникших трудностей и стратегий, которые применяются в работе.
    4) Подведение и формулирование результатов рефлексии (Forward-Looking) – в рамках этого этапа ученики обсуждают результаты своей работы в контексте целей и обсуждают, что они извлекли из проделанной работы и какие знания смогут применить в будущем и каким образом.

    Педагогическая рефлексия осуществляется в различных формах и на различных этапах обучения в зависимости от поставленной цели. Общие цели рефлексии в обучении включают:
    1) помощь учащимся в преодолении трудностей (работа с материалом, групповая работа, парная работа);
    2) индивидуализация учебного процесса (индивидуальный подход к каждому ученику);
    3) развитие и повышение мотивации к обучению, благодаря созданию псхологически-комфортной и доверительной среды обучения;
    4) формирование умений саморефлексии;
    5) корректировка учебного процесса.

    При использовании дистанционного оубчения, а также цифровых инструментов, могуть использоваться такие онлайн основы, как онлайн опросники (questionnaires), карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets), перечень вопросов (chech-list), быстрые эссе (one-minute essay), журнал саморефлексии (student reflective journal), голосование (polling).
    Типы цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
    1. Инструментальные (предоставляют шаблоны для создания текстов и рефлексивны опросов);
    2. Мультимедийно-генеративные (шаблоны для проектирования заданий);
    3. Коммуникативные

    Обратная связь представляет собой целенаправленное общение между обучающимся и обучающим. Она содействует взаимодействию сторон в процессе достижения образовательных целей. Обратная связь может быть положительной (похвала, поощрение) или отрицательной (критика, негативные комментарии), а также может быть корректирующей, поддерживающей и развивающей. Ее основное отличие от рефлексии и оценивания заключается в том, что для ее осуществления необходимо, чтобы участвовало как минимум два человека. В отличие от рефлексии и оценивания, обратная связь может быть направлена на внешние факторы или самопознание.

    ОтветитьУдалить
  13. Бетельгериева Хава, 2 курс, МКК25 декабря 2023 г. в 00:23

    Бетельгериева Хава, 2 курс, МКК2

    1. Что такое рефлексия в обучении?
    В процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения».
    Педагогическая рефлексия – это «взаимоотображение» и
    взаимооценивание участников педагогического процесса, а также
    проникновение преподавателя во внутренний мир учащегося.
     
    2. Уровни педагогической рефлексии.
    Согласно Щукину, выделяются 4 уровня педагогической рефлексии:
    1)понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности
    2)понимание педагогом внутренней деятельности ученика
    3)понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога
    4)понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.

    Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.

    3. Цели и типы педагогической рефлексии.
    Цели рефлексии в обучении включают:
    1)Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
    2)Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут)
    3)Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения
    4)Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития
    5)Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики

    Типы педагогической рефлексии:
    1)Дорефлексивная деятельность (outward-looking)
    2)Текущая деятельность, восстановление последовательности выполненных действий (backward-looking)
    3)Завершающий этап, изучение составленной последовательности действий (inward-looking)
    4)Перспективный этап, выявление и формулирование результатов рефлексии (forward-looking)

    4. Способы проведения рефлексии.
    1)Онлайн опросники (questionnaires)
    2)Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets)
    3)Перечень вопросов (check-list)
    4)Быстрое эссе (one-minute essay)
    5)Журнал саморефлексии (student reflective journal)
    6)Голосование (polling)

    5. Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений.
    • Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.): LearningApps, Kahoot!, Google Forms
    • Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий): Padlet, Voicethread, H5PAudio Recorder
    • Коммуникативные: социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com) мессенджеры (Whatsapp, Telegram и др.)

    6. Что такое обратная связь?
    Обратная связь – это обучение рефлексии путём считывания учителем эмоциональной информации у учеников (реагировании), возможностью задавать вопросы, заинтересованной реакцией учителя на замечания и пожелания учеников касаемо учебного процесса.

    7. Типы и виды обратной связи.
    1)По адресату (ученик, родитель)
    2)По форме (устная, письменная)
    3)По характеру (личная, опосредованная)
    4)По времени (немедленная, отсроченная)
    5)По функции (корректирующая, описательная, несфокусированная)

    Виды обратной связи:
    
-положительная (похвала, поощрение)

    -отрицательная (выговор, наказание)

    8. Чем отличается обратная связь от рефлексии и оценивания?
    Обратная связь подводит итог, позволяет выявить то, что действительно заинтересовало, или отражает отношение субъекта к тому, что происходило на занятии, для этого необходимо как минимум два участника процесса.  
    Рефлексия же представляет собой самостоятельное оценивание своего состояния и результатов своей деятельности и может быть направлена на самого субъекта действия.

    ОтветитьУдалить

Рефлексия по курсу -ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ

  Уважаемые студенты,  заполните, пожалуйста рефлективный опросник  https://forms.gle/K9KprMmEqdaN2qDx8 по данному курсу до 13 декабря включ...