Теоретический материал по теме 9
https://drive.google.com/file/d/1vy3rJ8UomTG_ZiFdbrBlCEZw-NyfRL3j/view?usp=drivesdkЧто такое рефлексия в обучении? Уровни педагогической рефлексии. Цели и типы педагогической рефлексии. Способы проведения рефлексии. Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений. Что такое обратная связь. Типы и виды обратной связи. Чем отличается обратная связь от рефлексии и оценивания?
Ксения Сивачук, ОПП-1, 3 курс
ОтветитьУдалитьВ процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего
процесса обучения”.
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Типы педагогической рефлексии:
1) Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д.
2) Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы.
3) Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать.
4) Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем.
Общие цели рефлексии в обучении включают:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и.т.д.)
2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики.
Учебную рефлексивную деятельность в дистанционном курсе можно организовать несколькими способами: Онлайн опросники (questionnaires); Карточки обратной связи в конце урока (exitslips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений, это:
Удалить1) Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
2) Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
3) Коммуникативные
Если говорить об обратной связи, то в педагогике обратная связь – это обучение учеников рефлексии путём считывания учителем эмоциональной информации у учеников (реагировании), возможностью задавать вопросы, заинтересованной реакцией учителя на замечания и пожелания учеников касаемо учебного процесса.
Обратная связь реализовывается двумя видами: положительной и отрицательной. Положительная обратная связь подразумевает под собой похвалу, поощрение, поэтому при таком виде связи наблюдается общий рост мотивации у учеников. В то же время, второй вид обратной связи – отрицательный, то есть выговор или наказание – наоборот, в лучшем случае, стабилизирует развитие на одном уровне, а в худшем - снижает мотивацию.
Основное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена во внешний мир, на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/учитель оценивают сами себя).
Гордиенко Дарья, 2 курс, 1 англ. преподавание
ОтветитьУдалитьВ процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как
“процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего
процесса обучения” В педагогическом контексте рефлексия предполагает взаимодействие преподавателя и ученика в процессе решения проблемных ситуаций. Традиционно выделяются два вида рефлексии: учебная (рефлексия учащегося) и педагогическая (рефлексия учителя)
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии: 1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности; 2) понимание педагогом
внутренней деятельности ученика; 3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога; 4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика. Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Общие цели рефлексии в обучении включают:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных
проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения
сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный
образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания
психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений
учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировку учебного процесса на основании учебной
аналитики.
Организация рефлексивной деятельности состоит из дорефлексивного (outward-
looking), текущего (backward-looking), завершающего (inward-looking) и
перспективного (forward-looking) этапов:
1) Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном
этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы,
например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут
столкнуться в процессе работы, формирования понимания
практической ценности конечного результата для учеников, и т.д.
Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой,
обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
2) Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ
процесса работы над текущим или проблемным заданием любого
типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по
каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще
необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться индивидуально, в паре, в группе или классе.
3) Изучение составленной последовательности действий - Inward-
Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные
сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутренне отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
4) Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward- looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты
Удалитьработы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат.
Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали
и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.
Однако чаще всего педагоги проводят рефлексивную деятельность по завершению какого-либо этапа, те в конце урока, по завершению проблемного задания или по завершению одного из этапов работы над проблемным заданием (проект, веб-квест, кейс, мозговой штурм) или
по окончании элективного курса в рамках дополнительного образования школьников.
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
1) Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.) - Learning Apps, Kahoot!, Mentimeter, PollEverywhere, Socrative, Plickers, Гугл формы (Google Forms)
2) Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий) - BookWidgets, Padlet, Google Jamboard, Voicethread, H5P Audio Recorder, Evernote (iOS/Android)
3) Коммуникативные - социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com и др.), электронная почта, чаты, мобильные мессенджеры (Whatsapp, Telegram и др.)
Рефлексивная деятельность в обучении проводится несколькими способами:
1) Опросники (questionnaires)
2) Карточки обратной связи в конце урока (exitslips/tickets)
3) Перечень вопросов (check-list)
4) Быстрое эссе (one-minute essay)
5) Журнал саморефлексии (student reflective journal)
6) Голосование (polling)
Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. С помощью этой информации можно диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия.
В педагогике существуют два вида обратной связи: положительная и отрицательная. Под положительной обратной связью подразумевается похвала, поощрение учащегося, которые стимулируют развитие, а под отрицательной — критика и наказание, предостерегающие от повторения ошибок.
Обратная связь отличается от рефлексии или оценивания тем, что для её реализации необходимо наличие по крайней мере двух участников процесса. Обратная связь включает в себя коммуникацию и направлена вовне, в то время как рефлексия или оценивание могут быть направлены на самого субъекта действия.
Перелыгина Анна, 2 курс, МКК-2
ОтветитьУдалитьПрикрепляю ссылку с заданием:
https://docs.google.com/document/d/1TjmEQUfZVTlBWj53ZyD3F5O-uSPCymtZJ-xVcjRYZbk/edit?usp=sharing
Чепарев Артем, 2 курс, англ. преп. 1
ОтветитьУдалитьЧто такое рефлексия в обучении?
Ответ: процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, т.е. понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения, в педагогическом контексте предполагающее взаимодействие преподавателя и ученика в процессе решения проблемных ситуаций. Педагогическая рефлексия – взаимоотображение и взаимооценивание участников педагогического процесса, а также проникновение преподавателя во внутренний мир учащегося.
Уровни педагогической рефлексии.
Ответ:
1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика (по Щукину)
Цели и типы педагогической рефлексии.
Общие цели рефлексии в обучении:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, в группе, в паре)
2) Индивидуализация учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (инд. обр. маршрут)
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития
5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики
Типы педагогической рефлексии (этапы организации рефлексивной деятельности):
1) Дорефлексивная деятельность (Outward-Looking) – обсуждение предстоящей работы, поиск эффективных стратегий, предвосхищение возможных трудностей, ответы учеников на вопросы учителя касательно целей и задач проблемного задания и т.д.
2) Восстановление последовательности выполненных действий (Backward-Looking) – анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием, идентификация используемых стратегий и шагов, оценка продуктивности работы, способов преодоления трудностей и т.д.
3) Изучение составленной последовательности действий (Inward-Looking) – акцент внимания учащихся на собств. сильные или слабые стороны, рассмотрение внутреннего отношения ученика к работе, используемой им тактикой действий и ее соответствия поставленным задачам
4) Выявление и формулирование результатов рефлексии (Forward-Looking) – обсуждение результатов работы, соотнесение их с поставленными целями. Обсуждение полученных учениками знаний и возможности их применения, а также трудностей и способов их преодоления в будущем
Способы проведения рефлексии.
1) Онлайн-опросники (questionnaires)
2) Карточки обр. связи в конце урока (exit slips/tickets)
3) Перечень вопросов (check-list)
4) Быстрое эссе (one-minute essay)
5) Журнал саморефлексии (student reflective journal)
6) Голосование (polling)
Чепарев Артем, 2 курс, англ. преп. 1 (продолжение, 2/2)
ОтветитьУдалитьТипология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений.
1) ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.). Дидактические возможности: создание тестов и заданий разного типа с автопроверкой и анализом ошибок; проведение рефлексивных опросов и голосования с последующей диагностикой результатов и корректировкой процесса обучения; создание рефлексивных карточек и их анализа
2) МУЛЬТИМЕДИЙНО-ГЕНЕРАТИВНЫЕ (шаблоны для разработки заданий). Дидактические возможности: создание мультимедийных заданий с возможностью автопроверки, анализом результатов; предоставление обратной связи в режиме реального времени; проведение рефлексивной деятельности в мультимедийном формате
3) КОММУНИКАТИВНЫЕ. Дидактические возможности: общение и предоставление обратной связи в синхронном и асинхронном режиме
Что такое обратная связь.
В русскоязычной методике – оценивание и контроль, рефлексия, комментирование результатов оценивания (широкое определение)
В англоязычной методике – устные и письменные комментарии преподавателя (узкое определение)
Типы и виды обратной связи.
По адресату:
1) ученик
2) родитель
По форме:
1) устная
2) письменная
По характеру:
1) личная
2) посредственная
По времени:
1) немедленная
2) отсроченная
По функции:
1) корректирующая
2) описательная (несфокусированная)
Виды обратной связи:
1) положительная
2) отрицательная
Чем отличается обратная связь от рефлексии и оценивания?
Обратная связь (в узком понимании термина) представляет собой нацеленную на улучшение результатов учебной работы ученика и его мотивирование информацию, исходящую от учителя, в то время как рефлексия является выполняемым учеником или учителем процессом самоанализа и самооценивания деятельности. Оценивание, наконец, также исходит извне, однако, в отличие от обратной связи, выявляет лишь сформированность навыков и умений учащихся и соответствие выполненной ими работы тем или иным критериям. Таким образом, обратная связь может дополнять оценивание в качестве комментария или пояснения к оценке выполненного учеником задания, а рефлексия в таком случае проявится в виде комментариев учащегося касательно выполненной им самим работы, перспектив роста и потенциальных или реальных проблем.
Гончарова Екатерина ОПП2
ОтветитьУдалитьВ процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения”.
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии: 1) понимание педагогом основных
аспектов своей внутренней деятельности; 2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика; 3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога; 4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика. Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Также есть 4 типа педагогической рефлексии:
1) Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д.
2) Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы.
3) Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над
которыми следует больше работать.
4) Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем.
УдалитьЦели педагогической рефлексии
Таким образом, рефлексивная деятельность может осуществляться в разных формах и на различных этапах обучения в зависимости от поставленной цели. Общие цели рефлексии в обучении включают:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения
сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный
образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировку учебного процесса на основании учебной
аналитики.
При использовании дистанционного обучения, в качестве основы для организации обратной связи и рефлексивной деятельности учащегося в онлайн курсе можно использовать различные цифровые инструменты и приложения:
Онлайн опросники (questionnaires); карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
1) Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
2) Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
3) Коммуникативные
Обратная связь – это целенаправленное построенное общение между обучающим и обучаемым, обеспечивающее их взаимодействие в процессе достижения образовательных целей.
Есть 2 вида обратной связи: положительная и отрицательная. Положительная - похвала, поощрение, отрицательная подразумевает критику, негативные комментарии о проделанной работе.
Так же есть: корректирующая, поддерживающая и развивающая обратная связь.
Ее главное отличие от рефлексии и оценивания в том, что при процессе ее осуществления должно участвовать как минимум 2 человека. Рефлексия может быть направлена как наружу так и на самих себя, как и оценивание.
Николаева Анна, 3 курс, ОПП-2
ОтветитьУдалитьРефлексия в обучении - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения.
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
Цели педагогической рефлексии:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2)Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4)Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики.
Типы педагогической рефлексии:
1)Дорефлексивная деятельность - outward-looking
2)Восстановление последовательности выполненных действий - backward-looking
3)Изучение поставленной последовательности действий - inward-looking
4)Выявление и формулирование результатов рефлексии - forward-looking
Способы проведения рефлексии:
-Онлайн опросники (questionnaires); -Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets);
-Перечень вопросов (check-list);
-Быстрое эссе (one-minute essay);
-Журнал саморефлексии (student reflective journal);
-Голосование (polling)
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений
-Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
-Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
-Коммуникативные
Обратная связь - это обучение рефлексии путём считывания учителем эмоциональной информации у учеников (реагировании), возможностью задавать вопросы, заинтересованной реакцией учителя на замечания и пожелания учеников касаемо учебного процесса.
Виды обратной связи:
-положительная (похвала, поощрение)
-отрицательная (выговор, наказание)
Главное различие между обратной связью и рефлексией заключается в том, что обратная связь требует присутствия, как минимум, двух людей, то есть она направлена на коммуникацию во внешний мир, в то время как рефлексия может быть направлена как на внешний мир, так и на самого себя (ученик или учитель оценивают себя).
Ерофеева Вероника, 2 курс, ЛМКК, 6 группа
ОтветитьУдалитьВ процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как “процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения”
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Организация рефлексивной деятельности состоит из дорефлексивного (outward-looking), текущего (backward-looking), завершающего (inward-looking) и перспективного (forward-looking) этапов:
Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д. Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой, обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться
индивидуально, в паре, в группе или классе.
Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутреннее отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.
Цели педагогической рефлексии:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики.
Способы проведения рефлексии:
Учебную рефлексивную деятельность в дистанционном курсе можно организовать несколькими способами: Онлайн опросники (questionnaires); Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
УдалитьИнструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.)
Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)
Коммуникативные
Обратная связь – это целенаправленное построенное общение между обучающим и обучаемым, обеспечивающее их взаимодействие в процессе достижения образовательных целей.
Виды обратной связи:
1) Положительная (подразумевает похвалу, поощрение, приятные комментарии)
2) Отрицательная (отрицательная подразумевает критику, негативные комментарии о проделанной работе)
Основное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/учитель могут оценивать сами себя).
Белякова Ангелина, 2 курс ЛМКК, 6 группа итал
ОтветитьУдалитьРефлексия (в обучении) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего трактуется как процесса обучения.
Педагогическая рефлексия - это «взаимоотображение» и взаимооценивание участников педагогического процесса, а также проникновение преподавателя во внутренний мир учащегося.
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Цели педагогической рефлексии:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2) Индивидуализация учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики.
Типы педагогической рефлексии:
Удалить- дорефлексивный этап (outward- looking). На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д. Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой, обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
- текущий этап (backward-looking). Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться индивидуально, в паре, в группе или классе.
- завершающий этап (inward-looking). Подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутренне отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
- перспективный этап (forward-looking). На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.
Способы проведения учебной рефлексивной деятельности в дистанционном курсе:
- Онлайн опросники (questionnaires);
- Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets);
- Перечень вопросов (check-list);
- Быстрое эссе (one- minute essay);
- Журнал саморефлексии (student reflective journal);
- Голосование (polling).
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
- Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.) - Kahoot!, Google Forms и тд
- Мультимедийно- генеративные (шаблоны для разработки заданий) - BookWidgets, Padlet и тд
- Коммуникативные - социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com и др.) и тд
Обратная связь (в данном контексте) - общение между учителем и учеником, которое обеспечивает их взаимодействие с целью достижения образовательных целей, путем получения учителем информации о состоянии образовательного процесса и его участников.
Виды обратной связи:
- положительная (поощрение, похвала, положительные комментарии). Стимулирует рост мотивации
- отрицательная (наказание, критика, выговор, негативные комментарии). Направлена на исправление ошибок, но может вызвать снижение мотивации
Основным отличием обратной связи от рефлексии является то, что она направлена на непосредствнную коммуникацию и для нее нужны минимум два задействованных лица. Рефлексия и оценивание же могут быть направлены как вовне, так и вовнутрь (оценивание самого себя).
Горелышева Маргарита, 2 курс ЛМКК, 6 группа итал. преп.
ОтветитьУдалитьРефлексия (в обучении) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего трактуется как процесса обучения.
Согласно А.Н. Щукину, выделяются четыре уровня педагогической рефлексии:
1) понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности;
2) понимание педагогом внутренней деятельности ученика;
3) понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога;
4) понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Типы педагогической рефлексии (дорефлексивный (outward-looking), текущий (backward-looking), завершающий (inward-looking) и перспективный (forward-looking) этапов):
Дорефлексивная деятельность – Outward-Looking. На данном этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы, например, если речь идет о проблемном задании, то вопросы могут касаться цели и задач конкретного задания, планирования действий, предвосхищения возможных трудностей, с которыми ученики могут столкнуться в процессе работы, формирования понимания практической ценности конечного результата для учеников, и т.д. Ученики могут обсуждать предстоящую работу классом или группой, обмениваться мнениями и искать наиболее эффективные стратегии.
Восстановление последовательности выполненных действий - Backward-Looking. Данный тип рефлексии предполагает анализ процесса работы над текущим или проблемным заданием любого типа, какие стратегии и шаги в работе применяются, насколько продуктивна работа, с какими трудностями ученик сталкивается и по каким причинам, как преодолевает данные трудности и что еще необходимо сделать для успешного завершения работы. Такая дискуссинно-регулятивная работа может осуществляться индивидуально, в паре, в группе или классе.
Изучение составленной последовательности действий - Inward-Looking, что подразумевает акцент внимания учащихся на собственные сильные стороны, навыки и умения, которыми они обладают или, напротив, слабые стороны, ошибки, над которыми следует больше работать. Также учитывается и внутреннее отношение ученика к работе, система ценностей, тактика действий, которую он применяет в работе и соответствует ли она поставленным задачам.
Выявление и формулирование результатов рефлексии – Forward-looking. На заключительном этапе ученики обсуждают результаты работы. Соотносят поставленные в начале работы задачи и результат. Обсуждают удалось ли достичь поставленной цели, что нового узнали и как эти знания можно применить в будущем. Кроме того, обсуждаются сложности, с которыми пришлось столкнуться и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять учащемуся для совершенствования навыков и умений с целью минимизации ошибок.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
УдалитьЦели педагогической рефлексии:
1) Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2) Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут);
3) Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения;
4) Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития;
5) Корректировка учебного процесса на основании учебной аналитики.
Способы проведения рефлексии:
Учебную рефлексивную деятельность в дистанционном курсе можно организовать несколькими способами: Онлайн опросники (questionnaires); Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets); Перечень вопросов (check-list); Быстрое эссе (one-minute essay); Журнал саморефлексии (student reflective journal); Голосование (polling).
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
- Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.) - Kahoot!, Google Forms и тд
- Мультимедийно- генеративные (шаблоны для разработки заданий) - BookWidgets, Padlet и тд
- Коммуникативные - социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com и др.) и т.д.
Обратная связь – это целенаправленное построенное общение между обучающим и обучаемым, обеспечивающее их взаимодействие в процессе достижения образовательных целей.
Виды обратной связи:
1) Положительная (подразумевает похвалу, поощрение, приятные комментарии)
2) Отрицательная (отрицательная подразумевает критику, негативные комментарии о проделанной работе)
Основное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/преподаватель могут оценивать сами себя).
Иванова Елизавета 2 курс 5 группа исп. преподавание
ОтветитьУдалитьРефлексия в обучении трактуется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения
Согласно А.Н Щукину выделяются 4 уровня педагогической рефлексии:
1)понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности
2)понимание педагогом внутренней деятельности ученика
3)понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога
4)понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика
Цели педагогической рефлексии:
1)помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей ( работа с материалом, работа в группе/ в паре)
2)индивидуализация учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обручающегося (индивидуальный образовательный маршрут)
3)развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной , доверительной среды обучения
4)формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е умений учиться, способности самопознания и саморазвития
5)Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики
Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
-инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов)-Kahoot, Mentimeter
-мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий)-Evernote, Padlet
-коммуникативные-социальные сервисы (FaceBook), блоги (blogger.com), мобильные мессенджеры (Whatsapp, Telegram)
Способы проведения учебной рефлексивной деятельности:
•онлайн опросники
•перечень вопросов
•карточки обратной связи
•быстрое эссе
•голосование
•журнал саморефлексии
В образовании под обратной связью понимается получение учителем информации о состоянии образовательного процесса и его участников. Она используется для рационализации прямой связи, то есть изложенного на занятиях материала.
Виды обратной связи:
-положительная (похвала, поощрение)
-отрицательная (выговор наказание)
Главное отличие обратной связи от рефлексии и оценивания - это то, что обратная связь может быть реализована только при наличии, как минимум двух лиц, то есть обратная связь направлена на коммуникацию, в то время как рефлексия может быть направлена как во внешний мир, так и вовнутрь (ученик/учитель могут оценивать сами себя).
Немцова Юлия Владимировна, испанский, преподавание, 5 группа, 2 курс, ЛМКК
ОтветитьУдалитьВ процессе обучения, термин "рефлексия" обычно интерпретируется как "процесс, во время которого обучающиеся осознают свои внутренние мыслительные процессы и состояния, чтобы лучше понять себя и свой образ обучения".
А.Н. Щукин выделяет 4 уровня педагогической рефлексии:
1) осознание педагогом основных аспектов своей работы;
2) понимание деятельности ученика;
3) понимание представлений ученика о педагоге;
4) понимание действий ученика. Учитель достигает успеха, овладев третьим и четвертым уровнями рефлексии.
Также существуют 4 типа педагогической рефлексии:
1) Дорефлексивная деятельность (Outward-Looking) – на этом этапе учитель может задавать ученикам наводящие вопросы для стимулирования мышления, например, при возникновении трудностей в процессе обучения
2) Восстановление последовательности выполненных действий (Backward-Looking)- этот тип включает анализ работы над заданиями, применяемые стратегии и шаги, а также природу возникших трудностей.
3) Изучение составленной последовательности действий (Inward-Looking)- подразумевает акцент на собственных сильных и слабых сторонах учащихся. Самоанализ процесса работы, возникших трудностей и стратегий, которые применяются в работе.
4) Подведение и формулирование результатов рефлексии (Forward-Looking) – в рамках этого этапа ученики обсуждают результаты своей работы в контексте целей и обсуждают, что они извлекли из проделанной работы и какие знания смогут применить в будущем и каким образом.
Педагогическая рефлексия осуществляется в различных формах и на различных этапах обучения в зависимости от поставленной цели. Общие цели рефлексии в обучении включают:
1) помощь учащимся в преодолении трудностей (работа с материалом, групповая работа, парная работа);
2) индивидуализация учебного процесса (индивидуальный подход к каждому ученику);
3) развитие и повышение мотивации к обучению, благодаря созданию псхологически-комфортной и доверительной среды обучения;
4) формирование умений саморефлексии;
5) корректировка учебного процесса.
При использовании дистанционного оубчения, а также цифровых инструментов, могуть использоваться такие онлайн основы, как онлайн опросники (questionnaires), карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets), перечень вопросов (chech-list), быстрые эссе (one-minute essay), журнал саморефлексии (student reflective journal), голосование (polling).
Типы цифровых инструментов для развития рефлексивных умений:
1. Инструментальные (предоставляют шаблоны для создания текстов и рефлексивны опросов);
2. Мультимедийно-генеративные (шаблоны для проектирования заданий);
3. Коммуникативные
Обратная связь представляет собой целенаправленное общение между обучающимся и обучающим. Она содействует взаимодействию сторон в процессе достижения образовательных целей. Обратная связь может быть положительной (похвала, поощрение) или отрицательной (критика, негативные комментарии), а также может быть корректирующей, поддерживающей и развивающей. Ее основное отличие от рефлексии и оценивания заключается в том, что для ее осуществления необходимо, чтобы участвовало как минимум два человека. В отличие от рефлексии и оценивания, обратная связь может быть направлена на внешние факторы или самопознание.
Бетельгериева Хава, 2 курс, МКК2
ОтветитьУдалить1. Что такое рефлексия в обучении?
В процессе обучения понятие рефлексия обычно трактуется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, то есть понимание обучающимся самого себя и своего процесса обучения».
Педагогическая рефлексия – это «взаимоотображение» и
взаимооценивание участников педагогического процесса, а также
проникновение преподавателя во внутренний мир учащегося.
2. Уровни педагогической рефлексии.
Согласно Щукину, выделяются 4 уровня педагогической рефлексии:
1)понимание педагогом основных аспектов своей внутренней деятельности
2)понимание педагогом внутренней деятельности ученика
3)понимание представлений учащегося относительно деятельности педагога
4)понимание представлений учащегося о педагоге и понимание действий ученика.
Педагог добивается успехов в собственной деятельности, если владеет третьим и четвертым уровнями рефлексии.
3. Цели и типы педагогической рефлексии.
Цели рефлексии в обучении включают:
1)Помощь учащимся в преодолении психологических и учебных проблем и сложностей (работа с материалом, работа в группе, в паре и т.д.)
2)Индивидуализацию учебного процесса путем определения сложностей и затруднений обучающегося (индивидуальный образовательный маршрут)
3)Развитие и повышение мотивации к обучению путем создания психологически комфортной, доверительной среды обучения
4)Формирование умений рефлексии и самооценивания, т.е. умений учиться, способности самопознания и саморазвития
5)Корректировку учебного процесса на основании учебной аналитики
Типы педагогической рефлексии:
1)Дорефлексивная деятельность (outward-looking)
2)Текущая деятельность, восстановление последовательности выполненных действий (backward-looking)
3)Завершающий этап, изучение составленной последовательности действий (inward-looking)
4)Перспективный этап, выявление и формулирование результатов рефлексии (forward-looking)
4. Способы проведения рефлексии.
1)Онлайн опросники (questionnaires)
2)Карточки обратной связи в конце урока (exit slips/tickets)
3)Перечень вопросов (check-list)
4)Быстрое эссе (one-minute essay)
5)Журнал саморефлексии (student reflective journal)
6)Голосование (polling)
5. Типология цифровых инструментов для развития рефлексивных умений.
• Инструментальные (шаблоны для создания тестов, рефлексивных опросов и т.д.): LearningApps, Kahoot!, Google Forms
• Мультимедийно-генеративные (шаблоны для разработки заданий): Padlet, Voicethread, H5PAudio Recorder
• Коммуникативные: социальные сервисы (FaceBook и др.), блоги (blogger.com) мессенджеры (Whatsapp, Telegram и др.)
6. Что такое обратная связь?
Обратная связь – это обучение рефлексии путём считывания учителем эмоциональной информации у учеников (реагировании), возможностью задавать вопросы, заинтересованной реакцией учителя на замечания и пожелания учеников касаемо учебного процесса.
7. Типы и виды обратной связи.
1)По адресату (ученик, родитель)
2)По форме (устная, письменная)
3)По характеру (личная, опосредованная)
4)По времени (немедленная, отсроченная)
5)По функции (корректирующая, описательная, несфокусированная)
Виды обратной связи:
-положительная (похвала, поощрение)
-отрицательная (выговор, наказание)
8. Чем отличается обратная связь от рефлексии и оценивания?
Обратная связь подводит итог, позволяет выявить то, что действительно заинтересовало, или отражает отношение субъекта к тому, что происходило на занятии, для этого необходимо как минимум два участника процесса.
Рефлексия же представляет собой самостоятельное оценивание своего состояния и результатов своей деятельности и может быть направлена на самого субъекта действия.